Страх обостряет восприятие искусства


Страх обостряет восприятие искусства

К такому выводу пришли ученые Университета Лойолы (Новый Орлеан, штат Луизиана). В частности психологи утверждают, что по сравнению с остальными людьми напуганный зритель более восприимчив к абстрактной живописи. Отсюда следует, что очарование от искусства можно считать “побочным следствием склонности к тревоге вод воздействием чего-то двусмысленного или нереального”.

Художники часто пользуются этой естественной особенностью человеческой природы, когда от их произведений захватывает дух. Эта мысль далеко не новая. Известный философ 18 столетия Эдмунд Бёрк (Edmund Burke) утверждал, что между восприятием возвышенного и страхом существует достаточно прочная взаимосвязь.

В исследовании приняли участие 85 студентов Бруклинского колледжа. Их в произвольном порядке вводили в состояние счастья, невысокой физической активности, высокой физической активности и страха. Члены контрольной группы вообще не подвергались какому-либо воздействию.

Затем участникам показали по четыре абстрактных геометрических работы Эля Лисицкого и попросили оценить, насколько они кажутся “впечатляющими”, ”возбуждающими” и ”вдохновляющими”. По Бёрку именно эти компоненты складываются в восприятие прекрасного.

Страх оказался единственным фактором, который значительно повлиял на возвышенные чувства участников исследования. Психологи отмечают, что эмоциональный механизм страха обостряет инстинкт самосохранения человека, побуждает его в пугающей ситуации убегать, защищаться или цепенеть.

Иными словами это состояние души, когда все её движения на время приостанавливаются. В такие моменты произведение искусства может завладеть вниманием зрителя и вырвать его из будничного течения жизни, поскольку пробуждает врожденный инстинкт борьбы с опасностью.



Похожие темы:

Оставить комментарий