Антихрист (Antichrist)

Антихрист (Antichrist)

Режиссёр: Ларс Фон Триер. В главных ролях: Уиллем Дефо, Шарлотта Гинзбург. 2009.

У меня неоднозначное отношение к творчеству Ларса фон Триера. Как известно, этот товарищ входит в когорту самых великих провокаторов современности. Его провокации пребывают на грани фола, в непосредственной близости от форменного издевательства. Поклонники восхищаются и рукоплещут, а злые критики пытаются спровадить маэстро в сумасшедший дом. В общем, искрометная феерия разнополярных эмоций. Я не отношусь ни к тем, ни к другим, но исправно смотрю каждую новую работу режиссера. Пожалуй, ничем другим кроме ”Догвилля” фон Триеру так и не удалось до сих пор меня зацепить. Наконец, эта традиция нарушена. Датчанин снял ленту, которая сбивает с ног и заставляет после просмотра еще долгое время обдумывать увиденное. Однако, обо всем по порядку.

Ларс Фон Триер-Антихрист

Начинается все с яркой сцены секса, во время которой Он (Уиллем Дефо) и Она (Шарлотта Гинзбург) совсем забывают о своем ребенке. Обняв плюшевого медвежонка, малыш смело шагает из открытого окна вниз, навстречу кружащимся снежинкам. После случившегося Она долго не может прийти в себя, валяясь в больнице. Там Ее пичкают таблетками, пытаясь вылечить от глубокой скорби. Он – профессиональный психотерапевт и считает, что лучше знает, как Ей помочь. Он решает ”выбить клин клином”, забирает Ее из больницы и отвозит в лес, чтобы избавить от страхов. Она сама должна избавиться от своих страхов, преодолевая их.

Этот фильм похож на притчу с непременной дорогой и шокирующими открытиями ближе к финалу картины. Здесь фон Триер прямо заявляет о том, что женщина – это совсем не человек. Природа любой женщины неразрывно связана со служением сатане. В подтверждение своих слов он обрушивает на лесной домик град желудей. Заставляет героиню прикрепить к свежепродырявленной ноге супруга тяжелый шлифовальный круг и тут же просить у него за это прощения.

Ларс Фон Триер-Антихрист

Откуда в этом мире столько зла? Бог не мог сотворить такой мир! Значит, его сотворил дьявол: “Природа – храм сатаны”. Но Триер идет дальше, пытаясь найти проводника сатанинской воли, и очень скоро находит. Это женщина и ее начало. Здесь режиссер пускает в ход свои аргументы – сложные метафизические детали, отсылки к Откровению Иоанна Богослова и одноименному труду Ницше. Появляются лисица, ворона и олениха как символы великих ”трех нищих” – боли, отчаяния и скорби. Потом к процессу подключается главная героиня, которая изучает материалы о ведьмах, женоубийствах и приходит к выводу, что именно женщина есть враг человечества. Теперь Ей становится ясно, почему занимаясь сексом с мужем, Она безучастно проводила взглядом выпадающего из окна ребенка. Возвращается острое как бритва чувство вины, и Она отрезает себе клитор.

Ларс Фон Триер-Антихрист

В общем, настоящая черная вакханалия. Он пытается изгнать из Нее зло гласом разума, но зло неискоренимо. Женщину с отрезанным клитором невозможно переубедить или наполнить нравственностью, она все равно будет оставаться сеющей хаос ведьмой, которую можно только убить. Апогеем этой фантасмагории становится финал картины, в котором бесчисленное количество женщин поднимаются на холм, символизирующий Лысую гору.

Сильнейшая картина, в которой замечательно все: визуальная картинка, звуковой ряд, прекрасная игра актеров и связующая идея. От фильма остается резкое послевкусие перенесенной пытки и ворох судорожных мыслей, а это значит, что 100 минут нашего времени Триер отнял не зря.

Сегодня многие наши бывшие соотечественники проживают в Германии, США, Канаде, Франции, Финляндии и других странах мира. Русское телевидение онлайн – это возможность ощутить пульс жизни родины.


Похожие темы:

2 Коммент.

  1. aurum:

    Актеры потрясающе сыграли. Интересная деталь — Триер намеренно противопоставляет некоторую женственность Дефо явной мужественности Гинзбург. Особенно это заметно ближе к концу фильма.

  2. artrea.ru:

    Да, я тоже заметил. Забыл упомянуть об этом :).

Оставить комментарий