С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Добрый помощник семьи

Автор admin Опубликовано: Март - 9 - 2013

А. В. Сидорова – кандидат медицинских наук

Широкое  участие женщин в обще­ственном производстве, стремле­ние молодых (да и не только молодых) мужчин и женщин иметь больше време­ни для учебы, самообразования, спор­та — все это резко изменило облик со­временной семьи. В такой ситуации до­школьные учреждения, в том числе и ясли, становятся все более необходи­мыми помощниками семьи в воспитании детей раннего возраста. Однако даже самое хорошее детское учреждение не снимает с семьи ответ­ственности за воспитание ребенка, не делает жизнь родителей совершенно беспроблемной.

Посвященное ребенку время можно условно разделить на две части: время, затраченное на уход за ним, и время, затраченное на его воспитание. С возра­стом ребенка удельный вес «воспита­тельной» части должен возрастать.

Но, к сожалению, именно ее многие семьи сокращают, полагая, видимо, что она менее существенна — во всяком случае, в раннем возрасте. Опыт показывает, что на разговоры с детьми до трех лет, рассказывание им сказок, чтение книг родители затрачивают всего лишь око­ло часа в неделю. Между тем подоб­ного рода общение чрезвычайно важ­но, и ему следует уделять больше времени. Формированием личности ребенка надо заниматься гораздо раньше, чем кажется многим родителям. В этом от­ношении ясли не заменяют и не заменят семьи. Они могут, конечно, направлять развитие ребенка, прививать ему необ­ходимые навыки, давать разнообразные знания и умения. Но того формирующего влияния, какое оказывает на ребенка вся атмосфера семьи, той поистине вол­шебной власти, какою обладает над детским сердцем родительская любовь, ясли иметь не могут.

 

В течение дня ребенок живет в яслях по научно обоснованному, соответству­ющему его возрастным потребностям режиму. Это, безусловно, оказывает благотворное влияние и на его общее физическое развитие и на состояние нервной системы. Но нельзя не учиты­вать, что общение с ровесниками и взрослыми утомляет ребенка. Специ­альными исследованиями установлено, что к концу дня дети устают, а когда за ребенком приходит мама или папа, эта усталость молниеносно снимается. Отрадно, что меньше и меньше стано­вится таких родителей, которые един­ственную форму  выражения любви к малышу, за которым они пришли в ясли, видят лишь в принесенном с собой яблоке, конфете или печенье. Собираясь с ребенком домой, надо обязательно ласково и спокойно погово­рить с ним.

 

А у сестры-воспитательницы узнать не только, что он ел, но и что ему удалось сегодня увидеть, услышать, са­мому спеть, рассказать, нарисовать, что он еще не усвоил, какие новые задачи ожидают его завтра. Конечно, у родителей после того, как они забрали ребенка из яслей, есть еще очень много дел по дому; у мамы обычно больше, потому что готовка, стирка, уборка по традиции — ее обязанности. Папа, как правило, более свободен. Вот и надо родителям спланировать свое время так, чтобы обязательно хоть час- полтора выделить на общение с ребен­ком. Именно на общение, на воспитание! Зная, чем и как занимался ребенок в яслях, вы сумеете лучше, правильнее выбрать для него игру или занятие на вечерние часы и, особенно на выходной день. Желая поточнее представить себе домашний режим воспитанников яслей, мы предложили родителям заполнить несложную анкету.

Характерно, что наибольшие трудности вызвал вопрос «Как и чем играл ваш ребенок в выход­ные дни?». Ответы в большинстве слу­чаев оказались лаконичными: «с кук­лой», «с машиной». Ни в одной анкете мы не нашли упоминания о совместной игре с малышом, о прослушивании детских грампластинок, о наблюдениях за явлениями природы. На вопрос: «Есть ли у вашего ребенка игрушки?» — родители отвечали: «А как же!», «Игрушек у него — целый мага­зин». А когда я, посещая семьи, пыта­лась поближе познакомиться с этим «магазином», то почти всегда оказыва­лось, что его ассортимент малопригоден для ребенка данного возраста. Игрушки сами по себе, каким бы огромным их количество ни было, не могут воспитывать малыша. Только пу­тем обучения постепенно воспитывает­ся умение играть. Значит, мало купить игрушку — надо показать малышу, как заняться ею.

 

Мои вечерние визиты к  воспитанни­кам яслей помогли раскрыть и загадки чрезмерной нервозности некоторых ре­бятишек, их плохого аппетита или склонности к частым простудам.

Распорядок дня в яслях строится из того расчета, что дети ложатся спать в 20.30—21 час, встают в 7 часов. Но оказалось, что не так уж редко детей укладывают позже, а поднимают рань­ше: так удобнее родителям. А ребенок приходит в ясли не выспавшись, каприз­ничает, плохо ест. Воспитательнице не удается ничем его занять. Иногда его на  всякий случай — не заболевает ли? —  оставляют без прогулки. В общем, день испорчен… Еще больше «ножницы» между системой закаливания, проводимой в яслях, и той обстановкой, которая создается для ребенка дома.

К сожалению, лишь очень немногие родители проводят детям в выходные дни те водные процедуры, которые при­няты в яслях.

Далеко не все одевают ребенка дома так же, как он бывает одет в яслях. И вот получается: днем — легкие туфли, платье с фартуч­ком или костюмчик, вечером при такой же, а  часто и более высокой комнатной температуре — войлочные тапочки, а то и теплые ботинки или даже валенки, шерстяные кофточки, брючки с наче­сом. При таком разнобое у ребенка гораздо больше шансов и переохладить­ся и перегреться. Один из важных элементов закали­вания — прогулки на свежем воздухе. И в этом плане особенно важно объеди­нить усилия яслей и семьи. Ясли не всегда имеют возможность в холодное время года организовать про­гулку с детьми до полутора лет: прогул­ки таким малышам заменяются сном при открытых окнах или на веранде. Конечно, это компенсация не стопроцен­тная. А вот если родители дополнитель­но погуляют с малышом полтора-два часа в день, будет хорошо.

 

Когда гулять? Хотя бы по пути в ясли и обратно. Утренняя прогулка для ре­бенка эффективнее вечерней, но и ве­чером гулять небесполезно. Но утром  родители спешат — надо на работу. Ве­чером — опять-таки ждут дела. И вот решают весь недельный дефи­цит прогулок восполнить в воскресный день. Пребывание на воздухе по 3—4 часа подряд, поездка в зоопарк или за город для не привыкшего к такому долгому пребыванию на холодном  воз­духе ребенка подчас заканчиваются респираторным заболеванием. «Перегулять» с ребенком папы склонны чаще, чем мамы, то ли они более решительны, то ли иногда, увлек­шись разговором, чтением газет или еще чем-нибудь, забывают, сколь нежное существо находится с ними рядом. Пусть простят нас мужчины еще за один упрек: замечено, что погрешности в питании чаще происходят, если на вечер или на выходной день ребенок по каким-либо причинам остается на их попечении.

Папа не сумел приготовить или забыл разогреть оставленную ре­бенку еду, и они вместе поели что — нибудь вроде консервов или пельменей. А назавтра у малыша расстройство пи­щеварения.

О питании ребенка хочется сказать еще несколько слов. Дневной рацион в яслях построен с учетом возрастных потребностей ребенка. Но, конечно же, в яслях невозможно учесть индивиду­альные вкусы каждого ребенка, не все­гда есть возможность дать детям самые ранние фрукты или овощи. У семьи такие возможности сейчас, как прави­ло, есть. И прекрасно, если рацион ребенка будет дома обогащен витамина­ми или дополнен какими-то особо люби­мыми блюдами. Но дополнен в меру.

 

Появились, допустим, осенью в про­даже первые мандарины — и сразу пе­диатры детских яслей отмечают скачок кожных проявлений экссудативного ди­атеза. То же самое происходит с нача­лом сезона клубники. А есть и внесезонные расстрой­ства — по понедельникам. За воскрес­ный день родители стремятся побольше накормить своих детей, дают им черес­чур много жирного, сладкого. Особенно усердствуют те, у кого дети посещают круглосуточные группы. И потому поне­дельник для детей и работников яслей поистине день тяжелый… Режим ребенка дома должен быть продолжением ясельного режима. Он должен строиться с учетом всех тех особенностей, которые создает для де­тей пребывание в коллективе. Это каса­ется и вечера, и выходного дня, и праздников, и даже того времени, когда малыш болеет. Понятно, что болезнь заставляет вносить коррективы в режим дня, ме­нять рацион питания.

Однако в насто­ящее время, когда оплачиваемый боль­ничный листок по уходу за ребенком дается на срок до семи дней, у матери есть возможность выздоравливающего малыша постепенно подготовить к при­вычным  ясельным условиям. Одевать, как до болезни, начать прогулки, кор­мить в часы, предусмотренные ясель­ным  режимом, за 2 — 3 дня до прихода в ясли начать водные процедуры. В свою очередь, сестра-воспитательница, получив от родителей сведения, чем болел ребенок, сможет в первое время создать ему индивидуальный ре­жим сна, прогулок и занятий. У родителей и работников яслей бы­вает немало  взаимных претензий. Ино­гда справедливых, иногда несправедли­вых. Но почти всегда устранимых при условии обоюдного стремления создать преемственность в уходе за ребенком, его воспитании. На главную страницу

 

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий