С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Поговорим о памяти

Автор admin Опубликовано: Октябрь - 16 - 2012

Давайте поговорим о памяти. Память — это сложный процесс психической деятель­ности человека, издавна привлекавший к себе внимание и интерес. Еще древние греки считали матерью муз — по­кровительницей наук и искусств богиню памяти Мнемозину.

 

Они придавали тем самым большое значение памяти не только для сохранения прежнего жизненного опыта, но и для приобретения нового.

Благодаря многочисленным исследованиям советских и зарубежных ученых эта проблема основательно изучена. Всесторонний анализ особенностей, сложных механизмов, лежащих в основе памяти, проливает свет на вопросы ее развития и способы совершенствования.

 

Кладовая ума

Память играет огромную роль в нашей жизни. Благо­даря ей сохраняются и восстанавливаются впечатления и образы прошлого. Как же это происходит?

На нашу нервную систему постоянно действуют раз­личные внешние раздражители, воспринимаемые органа­ми чувств.

 

В результате в коре головного мозга возни­кают образы того, что мы видим, слышим, переживаем. Таким образом, складывается наш жизненный опыт, бла­годаря которому мы ориентируемся, действуем, мыслим. Память бережно хранит весь жизненный опыт. Труд­но представить себе, как бы без нее жил человек. Все окружающее он воспринимал бы каждый раз как нечто новое.

Мир для него превратился бы в хаос, обрывки яв­лений, не связанных друг с другом. Человек потерял бы ориентировку в окружающем, не смог приобрести необ­ходимых навыков. Он не умел бы есть, ходить, говорить, думать. И память из «кладовой ума», как называл ее А. В. Суворов, превратилась бы в ничто.

 

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности дало материалистическое объяснение физиологических основ памяти. Под влиянием внешних раздражителей в коре головного мозга возникают очаги возбуждения. Так как одновременно на нервную систему человека действует множество раздражителей, то в мозгу соответственно воз­никает большое число очагов возбуждения.

 

Они не изо­лированы один от другого. Между ними постоянно возни­кают многочисленные связи. И. П. Павлов назвал их временными нервными связя­ми потому, что они то появляются, то исчезают, возникая мгновенно между различны­ми очагами возбуждения. Именно благодаря таким свя­зям человек приобретает воз­можность не только запечат­леть то или иное явление, но и воспроизвести его в нуж­ный момент, связать его с другими и тем самым пред­ставить себе явление во всей его сложности.

Исчезая, оча­ги возбуждения оставляют в мозгу следы, или «отпе­чатки».

Существование в нашей нервной системе «отпечат­ков» и связей дает возмож­ность повторять те или иные комбинации по ранее проло­женным путям. Кроме того, однажды «отпечатавшись» в мозгу, образ может возникнуть в нашей памяти и без обя­зательного повторения того, что его вызвало.

 

 

Например, мы без труда можем представить себе виденные когда-то полотна Репина, Сурикова, Маковского и других художни­ков, не побывав вновь в картинной галерее.

Таким образом, благодаря памяти мы запоминаем, со­храняем в ней наш опыт, узнаем уже известное, вспоми­наем или воспроизводим. Все это различные стороны памяти. Одним из ее важных свойств является то, что какой-то факт мы можем запомнить непреднамеренно, то есть помимо нашей воли. Но чаще запоминание яв­ляется целенаправленным, преднамеренным. В этих слу­чаях перед нами стоит задача — запомнить тот или иной факт, раздел книги, статьи и т. д.

 

 

Понятно, что основные знания мы приобретаем целе­направленно. Этот вид запоминания является более про­дуктивным. Специальные опыты показали, что, например, для заучивания стихотворения, состоящего из 80 слов, нужно 8 повторений, а чтобы запомнить 80 бессмыслен­ных слогов — 80 повторений.

Запоминание делят на механическое и смысловое. Нужный нам номер телефона мы запоминаем механиче­ски. Но чтобы запом­нить какое-либо собы­тие, мы его предвари­тельно стараемся по­нять, осмыслить. Встре­чаются люди, обладаю­щие замечательной ме­ханической памятью.

 

Однако для успешного запоминания ее оказы­вается недостаточно. Совершенной память является только тогда, когда она сочетает в себе оба вида памя­ти — механическую и смысловую.

Если с каким-либо явлением мы встреча­емся повторно, то вос­принимаем его как неч­то знакомое. Например, услышав песню, мы ее узнаем. Но она может вызвать у нас в памяти мелодию и другой зна­комой песни. Это будет уже воспроизведение.

Воспроизведение — не простое оживление в памяти ранее приобре­тенного, а очень тонкий и сложный процесс.

 

Здесь особенно боль­шую роль играют так называемые ассоциа­ции. Все явления, про­исходящие вокруг нас, тесно связаны между собой. Запечатлеваются в памяти они также в определен­ной связи друг с другом. Увидев портрет знакомого нам человека, мы вспоминаем его облик и многое, что связано с ним. Одно воспоминание вызвало в памяти другое, цепь фактов, событий. Таким образом, ассоциации — это отра­жение связей объективного мира, существующее в мозгу в виде временных нервных связей.

 

 

Ассоциации могут возникать по определенному при­знаку: противоположности, сходства и смежности. Увидев зимний пейзаж, мы представляем себе, например, летний (ассоциация по противоположности), причем воспомина­ния могут возникать непроизвольно или преднамеренно с помощью волевого усилия.

Человек может забывать то, что является для него в данное время не нужным, и вспомнить необходимое. Сле­дует, однако, сказать, что абсолютное забывание практи­чески невозможно. Просто мы помним обо всем, но неоди­наково интенсивно, всегда. Она не является универсальным средством улучше­ния памяти, а служит одним из дополнительных способов запоминания.

Таким образом, наша память постоянно развивается и совершенствуется.

 

 

 

Отклонения от нормы

 

Естественно, что с возрастом постепенно ослабевает восприимчивость к новому, утрачивается быстрота запоми­нания и воспроизведения. И. П. Павлов связывал эти изме­нения памяти в пожилом возрасте с тем, что в головном мозгу смена процессов возбуждения и торможения замед­ляется. Эти процессы становятся более инертными.

Особое место занимают болезненные расстройства па­мяти. Они очень разнообразны. Ослабление памяти может проявляться в виде простой забывчивости или же из памя­ти исчезают недавние впечатления. Такие нарушения носят название дисмнезий, или ослабления памяти.

 

Выпадение из памяти более зна­чительного числа впечатлений пред­ставляет собой амнезию, или беспа­мятство. Оно может быть полным и частичным. Мы наблюдали случаи, когда после ушиба головы человек терял память на иностранные языки, которыми безукоризненно владел до травмы. А свой родной язык он про­должал знать и помнить. Некоторые люди теряют умение играть на том или ином музыкальном инструменте, а иные разучиваются даже читать.

Подобные расстройства памяти могут возникнуть в результате ушибов го­ловы с потерей сознания, кровоиз­лияний в мозг, старческих наруше­ний психики, атеросклероза.

Известный русский психиатр С.С. Корсаков описал расстройства памяти, получившие его имя. При этих состояниях у больных исчезает память на недавнее прошлое и на на­стоящее, тогда как память на дав­ние события сохраняется. Такие нарушения могут быть следствием инфекционных заболеваний, а также алко­голизма.

Некоторые расстройства памяти поддаются лечению. Все зависит от степени нарушения и от причин, которые их вызвали.

 

Говоря о памяти, мы еще совсем недавно были очень далеки от того, чтобы разгадать её тайны. Современная наука позволяет проникнуть в сущность этого сложнейшего пси­хического процесса и объяснить законы, лежащие в его основе. На главную страницу

 

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий