С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Когда ребёнок – жертва ДТП

Автор admin Опубликовано: Февраль - 14 - 2013

С.Я. Долецкий членкор АМН

Журнал «Здоровье» № 8, 1976 г.

На первый взгляд доля дорожных травм в детском травматизме невелика — всего полпроцента. Но среди травм, при которых требуется лечение в больнице, транспортные составляют 5 процентов, то есть вдесятеро больше. А среди травм, приводящих к смерти, — свыше 25 процентов. В перечне смертельных угроз для детей старше четырех лет транспортная травма прочно держит первен­ство. Давайте разберемся, почему. Для начала сопоставим такие данные статистики: дети не заметили вовремя опасность на дороге в девяти случаях из десяти, взрослые — в восьми из десяти. Разница не так уж велика. И это означает: родители зачастую сами имеют весьма слабое представление о том, что требуется для обеспечения безопасности на дороге. А потому и детей выпускают на улицу без необходимой подготовки, не приучив остерегаться опасности.

 

Могут возразить: а зачем ребенку остерегаться опасно­сти? Пусть соблюдает правила для пешеходов, переходит улицу в установленном месте и на зеленый сигнал светофо­ра. Бесспорно, правила уличного движения, законы улиц надо уважать и беспрекословно выполнять. Но ведь свето­форы есть не всюду, на окраинах городов, например, и в селах их почти нет. Как же быть в таких случаях? Уметь наблюдать и оценивать обстановку, чтобы решить, можно переходить дорогу или нет.

В чрезвычайно динамичной транспортной среде, где ситуации меняются быстро, почти мгновенно, требуется особое умение смотреть, замечать и делать выводы. А для этого нужны специальные навыки, которые стали бы фундаментом правильного поведения на улице и послужи­ли гарантией безопасности. Их-то, к несчастью, у ребенка, как правило, нет.

Семилетний Витя решил покататься на автобусе. Доехав до конечной остановки, он вышел из передней двери и бросился через дорогу, чтобы повторить маршрут. Как раз в этот момент автобус объезжала грузовая машина. Но Витя не мог ее видеть. А предвидеть опасность он не умел. Мальчик погиб. Десятилетняя Валя, возвращаясь домой из школы, выскочила на проезжую часть улицы позади стоящего «Икаруса». Из-за него она не могла видеть ехавшую наперерез машину. К счастью, девочка осталась жива, но у нее были сильные ушибы, сотрясение мозга… Откуда берется у детей эта поистине самоубийственная привычка поступать по принципу: «опасность не видна, значит, ее нет»?

 

Как и любая привычка, из практики. Дома ребенок с первых шагов безбоязненно выходит и выбегает из открытых дверей, из-за шкафов, столов, кресел, потому что чаще всего это не наказывается болью. И он с малых лет привыкает к тому, что за любыми предметами его не подстерегает опасность. А на улице за эту привычку ему приходится тяжело расплачиваться. Как же вывести ребенка из-под угрозы несчастного случая? Научить настороженно, с опаской относиться к любому предмету, скрывающему проезжую часть улицы. Все должно начинаться с личного примера родителей. Каждый раз, когда вы с сыном или дочерью переходите улицу, внимательно осматривайте ее, подчеркнуто, демон­стративно выглядывая из-за машин, деревьев, кустов и т. п.

 

И обязательно объясняйте, для чего нужно так делать. Кроме того, многократно, буквально сотни раз показы­вайте ребенку в разных ситуациях, как из-за угла, из-за грузовика внезапно появляются машины. Стоя на тротуаре у перехода без светофора, поясните, что приближающаяся машина может скрывать другую, двигающуюся в том же направлении, а из-за удаляющейся не видно той, которая едет ей навстречу.

А остановившись около перехода со светофором, разбе­рите такую ситуацию: только что горел для пешеходов «зеленый», и вот уже зажегся «красный». Машины пока не тронулись, но пытаться в этот момент перебежать перед ними улицу опасно! Может случиться, что сразу после появления «зеленого» для транспорта с ходу выедет на переход еще одна машина. Пусть ребенок усвоит: если нельзя заранее увидеть, надо уметь предвидеть!

 

Но часто случается и так: ребенок может увидеть опасность — ничто этому не мешает. И, тем не менее, не видит ее! Девятилетний Сережа направлялся в школу, чтобы вместе с классом пойти в кино. На другой стороне улицы к остановке подходил нужный автобус, мальчик бросился к нему через дорогу. И попал под машину, которую не заметил. Случай этот типичен для детей. Подчиненный одному желанию — успеть, ребенок забывает об осторожности. Его внимание, его взгляд сосредоточены на цели, к которой он стремится: родном доме или школе на противоположной стороне улицы, стоящих там друзьях или родных, выка­тившемся на мостовую мячике или выбежавшей кошке, собаке. Из-за этого боковое зрение — важный инструмент наблюдения за дорогой — сужено. И ребенок не замечает явной опасности — идущего наперерез транспорта.

 

Группа шестиклассников переходила дорогу. Несколько ребят отстали. Когда их стали звать, они бросились вдогонку за остальными. Мальчик, бежавший последним, был сбит машиной. Почему последнему не везет чаще, чем первым? Первые больше следят за дорогой и, увидев опасность, успевают благополучно достичь противоположной стороны улицы. Последний же, доверяя впереди идущим, догоняя их, плохо наблюдает за тем, что делается на дороге. Надо приучить ребенка замечать опасность, что бы его ни отвлекало!

 

Вопреки распространенному мнению, улицы, на кото­рых машины появляются редко, нерегулярно, не менее опасны для пешеходов, чем магистрали с интенсивным движением транспорта. Одиннадцатилетний Миша уже минут десять шел по одной из таких улиц. За это время по ней не проехала ни одна машина, и мальчик потерял бдительность. Он стал наискосок пересекать дорогу, не оглянувшись назад. А как раз в это время сзади быстро и бесшумно приблизилось такси. Результат — тяжелые травмы, инвалидность. Трое ребят, оживленно беседуя, шли тихой, пустынной улицей.

Внезапно один из мальчиков, десятилетний Але­ша, не оглянувшись, сошел с тротуара — буквально под колеса «Москвича». Что общего в этих случаях? Потеря бдительности из-за обманчивого ощущения безопасности, которое возникает на пустынной улице. Поэтому необходимо сформировать у ребенка недоверие к ее мнимому покою, приучить внима­тельно осматривать улицу перед тем, как выйти на проез­жую часть. Всегда. Независимо от того, есть на ней в данную минуту машины или нет. Это должно стать автоматизмом, незыблемой привычкой.

 

Первоклассник Павлуша возвращался из школы. Подо­шел к переходу, посмотрел, как учили, налево — увидел машину. Но подумал, что она еще далеко, стал переходить улицу, на машину больше не смотрел и… ударился о ее переднее колесо; шофер вовремя затормозил. Как оказа­лось, Павлуша не умел определять, далеко машина или близко. Хотя понятия «далеко» и «близко» дают представление о расстоянии, применительно к транспорту надо учиться соотносить их со временем. Если машина по расстоянию далеко, но едет быстро, значит, она близко! Чтобы ребенок понял это, покажите ему появившуюся вдали и быстро приближающуюся машину.

Считайте вместе с ним: раз, два, три, то есть определите, какое время потребуется машине, чтобы поравняться с вами. Спросите: а можно ли успеть за это время спокойно перейти улицу? Покажите на примере, как вы оцениваете, далеко ли машина или близко, учитывая и скорость ее движения и разделяющее вас расстояние. Ребенок должен безошибочно определять, куда поедут машины: прямо, налево или направо.

Самое главное и сложное — уметь наблюдать за дорогой и транспортом. Чтобы ребенок лучше видел и оценивал дорожную обстановку, приучите его не надеяться только на боковое зрение, а обязательно поворачивать голову, осматривая дорогу перед тем, как на нее ступить.

 

Это требование касается всех детей. Но особенно оно важно для тех, у кого плохое зрение. Анализ несчастных случаев, происшедших в одном из городов Прибалтики, показал, что примерно у двадцати пострадавших детей из ста были различные дефекты зрения, которые мешали заметить машину или верно оценить расстояние до нее и ее скорость. Большинство несчастных случаев происходит, когда дети спешат. Это и понятно. Они волнуются, мысли их заняты лишь тем, как бы не опоздать. В таком состоянии тормозные реакции ослабевают, правила дви­жения забываются. Если к тому же нет прочных навыков правильного поведения на улице, вероятность несчастного случая очень велика. Поэтому надо стараться, чтобы ребенок выходил из дому заблаговременно.

Однако не всегда дети спешат потому, что опаздывают. Иногда это просто стиль поведения, стиль, совершенно недопустимый на транспортных магистралях, особенно при переходе улицы. Очень полезно выработать привычку изменять ритм движения: на проезжей части идти чуть медленнее, на тротуаре — снова ускорять шаг. Когда вы идете по улице рядом с ребенком, казалось бы, безопасность его обеспечена. Однако около десяти процен­тов несчастных случаев произошло с детьми именно тогда, когда рядом с ними находились родители. Четырехлетний Игорь стоял с мамой на краю троту­ара, ждали, пока проедет такси. Когда оно проехало, Игорь вырвал свою руку из рук матери и бросился через улицу.

Нужно крепче держать ребенка, когда вы собираетесь переходить улицу, выходите из автобуса или такси (кстати, первым должен выйти взрослый, а уж потом ребенок). И нужно учитывать психологию ребенка. Семилетний Володя стоял рядом с родителями на автобусной остановке. Автобуса долго не было, родители были заняты своими разговорами, и Володе наскучило стоять. Он начал бегать сначала по тротуару, а потом выбежал на шоссе. Его сбила «Волга», ехавшая с большой скоростью. Несчастья не произошло бы, если бы родители сохраня­ли психологический контакт с сыном, понимали, насколь­ко ребенку труднее, чем им, стоять в бездействии на остановке в ожидании автобуса. На главную страницу

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий