С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Мать и дитя

Автор admin Опубликовано: Январь - 2 - 2013

Журнал «Здоровье»

Если роды первые, то вы, может быть, тревожитесь. Поверьте, бо­яться не надо! От своих приятельниц, молодых матерей, вы, вероятно, слыша­ли, что рожали они легко, и это должно вас успокоить. Но почему же мучились женщины старших поколений? Что изменилось? Женский организм? Нет, он, конечно, остался прежним, хотя улучшение пита­ния, жилищных условий, занятия спор­том и сделали сегодняшних молодых женщин физически более развитыми и выносливыми. Изменилась, улучшилась вся органи­зация медицинской помощи роженицам. Современная наука разработала сред­ства, помогающие предотвращать воз­можные осложнения в родах и успешно бороться с ними. Многие отклонения от нормы, которые когда-то приносили же­стокие страдания матери, сейчас уже не представляют серьезной угрозы.

 

Огромную роль сыграла и специаль­ная система подготовки к родам, разра­ботанная группой  ученых во главе с И. 3. Вельвовским. За 25 лет применения эта система произвела подлинный перево­рот в психологии роженицы. А это очень важно. Ибо установлено, что одна из основных причин родовой боли кроется именно в эмоциональной настроенности женщины, в ее психическом состоянии.

Когда-то думали, что родовая боль неизбежна потому, что она обусловлена анатомически, в частности, тем, что головка плода по своим размерам не соответствует родовым путям женщи­ны. Видный советский акушер, профес­сор А. П. Николаев когда-то шутливо заметил по этому поводу: «Если и вино­вата в родовой боли голова, то голова матери, а не плода»

Он имел, конечно, в виду неправиль­ные представления роженицы, заранее убежденной в том, что боль обязатель­но будет. Из-за этого ощущения, возни­кающие во время родов, воспринимают­ся преувеличенно, неадекватно. Вы сами, наверное, не раз замечали (хотя бы из опыта своих визитов к зубному врачу), что страх повышает чувствительность, к боли, что воздей­ствия одной и той же силы в одних условиях можно воспринять как непри­ятные, в других — как болезненные. Даже физиологическая нормальная деятельность внутренних органов вле­чет за собой возникновение каких-то импульсов, поступающих в кору голов­ного мозга. Но мы о них не знаем, не замечаем их, так как кора головного мозга обладает способностью держать под порогом чувствительности и как бы нейтрализовать все те ощущения, кото­рые не представляют угрозы организму

 

Роды — естественный физиологиче­ский процесс, и очень многие ощущения, связанные с продвижением плода по родовым путям, по логике вещей долж­ны были бы остаться «подпороговыми». Так часто и бывает: примерно у 14—16 женщин из ста роды протекают безбо­лезненно. Рожают без боли преимуще­ственно женщины уравновешенные, спокойные, жизнерадостные. Но на фоне беспокойства, тревожно­го ожидания ослабевает контролиру­ющая роль коры, нарушаются правиль­ные взаимоотношения между корой и подкоркой. И неприятные ощущения как бы прорываются через порог чувстви­тельности, приобретают неоправданную интенсивность. Вот почему авторы систе­мы обезболивания родов предложили, прежде всего, психологически готовить будущих матерей к предстоящему собы­тию, рассеивая их необоснованные опа­сения и страхи.

 

Женщину знакомят с основными этапами процесса родов, чтобы для нее не было в этом плане ничего неожиданного или непонятного. В систему подготовки входит также обучение некоторым простым приемам обезболивания, которые роженица мо­жет применять сама. Такие занятия обычно проводятся в консультациях во время дородового отпуска. Установлено, что важным компонен­том правильной подготовки к родам должна стать физкультура. Поэтому психологическую подготовку дополнили специальной гимнастикой, которую ре­комендуют проводить в течение всей беременности. В разные сроки применя­ются разные комплексы

 

Физиопсихопрофилактическая систе­ма подготовки к родам ценна не только своим обезболивающим эффектом, она способствует более благоприятному те­чению и благополучному исходу родов. По данным одного из крупнейших  акушеров, академика АМН Л. С. Персианинова, благодаря такой подготовке вдвое уменьшается число поздних токсикозов беременности, ре­же встречаются отклонения от нор­мального течения родов. Обязательно посещайте занятия по подготовке к родам! Некоторые элемен­ты сведений, необходимых вам, уже приводились в наших предыдущих бесе­дах. Подробнее же мы расскажем о том, что необходимо знать перед родами, в следующих номерах

 

Вы стремитесь вырастить своего малыша здоровым, жизнерадо­стным, сформировать у него полезные привычки. Исполнение этих желаний во многом зависит от вас самих, вашего умения и настойчивости. Приятно смотреть на уравновешенно­го ребенка, всегда бодрого, улыбающе­гося, всем довольного. Но какое муче­ние, если малыш капризен! Укладывают его спать — а он плачет, засыпает с трудом; хотят накормить — отворачива­ется от ложки, не ест; выносят гу­лять — вертится на руках и всем своим видом показывает, что прогулка ему не в радость. Почему так получается? Бывают, ко­нечно, дети особо нервные, возбуди­мые, беспокойные. Но чаще всего труд­ности возникают, если ребенка воспи­тывают вне режима.

Врачи не случайно настаивают на соблюдении распорядка дня: режим не только обеспечивает наилучшие усло­вия для удовлетворения физиологиче­ских потребностей ребенка, но в какой- то мере и регулирует их. Малышу нервному он необходим особенно, ибо четкий ритм жизни — самое лучшее средство для воспитания уравновешенности.

Прежде всего, ребенок должен быть вовремя накормлен, а сытый он активно бодрствует. Один из крупнейших совет­ских специалистов в области возра­стной физиологии, профессор Н. М. Щелованов считал, что для правильного психического развития ребенка очень важно, чтобы он бодрствовал именно после, а не до кормления.

 

Ведь голод­ный, он если даже и не плачет, то бывает вялым, пассивным, недостаточ­но живо интересуется окружающим. А время бодрствования — это время поз­нания!

Когда малыш сыт и его не отвлекает чувство голода, он очень деятелен. По­играв один, затем с вами, он устанет, а устав, быстро и легко уснет. Именно такая последовательность — кормле­ние, бодрствование, сон — и заложена в основе распорядка дня ребенка в пер­вые 9—10 месяцев жизни. Ребенка постарше можно кормить не сразу после сна, а через 30—40 минут. По мере того как малыш растет, чувство голода перестает быть такой сильной доминантой, и, проснувшись, он уже не спешит есть.

 

Часы кормления, продолжительность бодрствования и сна с возрастом меня­ются, но принцип строгого соблюдения режима остается. Это необходимо ре­бенку и полезно… для родителей. Да, и о себе нельзя забывать! Если вы смири­лись с мыслью, что надо жертвовать для малыша всем, материнство не даст вам полной радости и удовлетворения

Если вы слишком устаете, ухаживая за ребенком, и не находите для себя свободной минуты, если вас гнетет, что вы постоянно чего-то не успеваете сде­лать, пора, отложив все дела, взять карандаш и бумагу и составить себе четкое, подробное расписание

Купать ребенка целесообразнее пе­ред вечерним кормлением.

 

И, конечно, было бы очень хорошо, если бы вам не приходилось делать это одной.

Для стирки пеленок отведите вечер­нее время, когда придет с работы муж и поможет вам. А назавтра утром, разго­варивая с малышом, играющим в мане­же, можно одновременно и погладить то, что вчера постирали. Готовить обед удобнее во время дневного сна ребенка, когда он спит в комнате или на балконе, на террасе. Кстати, будьте предусмотрительны: мо­жет случиться, что непогашенный оку­рок, сброшенный кем-то с верхнего эта­жа, попадет в коляску ребенка. На следующую прогулку обязательно выйдите вместе с ним на воздух. Бал­кон — компенсация, но не полная замена прогулки.

 

Пройтись необходимо и вам. И ста­райтесь, когда вы катите колясочку или сидите с малышом в саду, в сквере, не думать о домашних делах, о том, что вы могли бы успеть сделать за это время. Заставьте себя спокойно почитать книжку, поговорить с приятельницей, отвлекитесь от житейских забот. А один раз среди дня, когда ребенок спит, вы тоже должны отдохнуть. Не обязатель­но спать, можно просто полежать 30—40 минут с закрытыми глазами. Как видите, приучая ребенка к четко­сти режима, вы сами учитесь тому же. Ну, а когда у вас двое детей и вы хотите, чтобы оба одинаково чувствовали ваше внимание и заботу?

Если старшему 7 — 9 лет, это уже помощник: он и в магазин за хлебом сходит и за малышом присмотрит. Одни считают, что оставлять ребенка млад­шего школьного возраста с малень­ким — значит ограничивать его свободу. Но другие полагают: девочка или маль­чик тоже когда-то станут родителя­ми — пусть учатся. Кто прав? Как при­вить старшему ребенку чувство ответ­ственности, не ущемляя его интересы?

Важно, чтобы старший ребенок по­чувствовал себя старшим. А это созна­ние может прийти только тогда, когда ему доверяют. Даже если вы не нужда­етесь в помощи ребенка, поручайте ему побыть с младшим, на одну из прогулок выходите вместе.

 

Воспользуйтесь тем, что дети любят все делать «за компанию». Ведь дей­ствительно во многом режим дня детей можно совместить. Если старший не ходит в ясли или детский сад, то их удобно, например, кормить одновременно (кроме самого раннего и самого позднего кормления грудного ребенка). А после обеда обоим нужно поспать.

В каждой семье свои проблемы, и невозможно предусмотреть все жизнен­ные ситуации. Но вы молоды и энергич­ны. К тому же у вас уже есть определен­ный опыт, которому так завидуют мамы первенцев. Пусть какое-то время вам будет трудно, но потом, когда дети подрастут, вы поймете, как были правы, что решились отступить от доктрины «единственного» ребенка! На главную страницу

-

 

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий