Журнал «Здоровье» № 11, 1976 г.
Л.А. Кукуев – доктор медицинских наук
Два больших полушария головного мозга разделены между собой глубокой продольной щелью. Ее можно назвать осью симметрии: расположенные по обе ее стороны полушария однотипны по строению. В каждом из них различают лобную, теменную, затылочную и височную доли.
Каждое полушарие имеет свой зрительный, слуховой, двигательный и другие корковые центры, или анализаторы, получающие и оценивающие сведения о внешних и внутренних явлениях и процессах. Однако при анатомической симметричности правое и левое полушария не являются функционально равнозначны!
Более чем сто лет назад было подмечено, что полная или частичная потеря речи развивается только при поражениях левого полушария. Это позволило предположить, что в нем находятся мозговые механизмы речи. Дальнейшие исследования подтвердили это предположение. Чем же объясняется подобная специализация? Почему именно левое полушарие стало «речевым»? У большинства животных мозг на всех его уровнях симметричен как по строению, так и по функциям. И только у обезьян выявляются отдельные признаки функциональной неравнозначности полушарий. У человека же функциональная асимметрия мозга достигает высокой степени. Многие ученые склонны считать, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью правой руки в трудовой деятельности.
Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь как главные стимулы, под влиянием которых развился человеческий мозг. В процессе труда совершенствовалась правая рука, и механизмы речи, тесно связанные с трудовыми процессами, развились именно в левом полушарии. Одним из доказательств этого положения является тот факт, что у левшей речевые механизмы расположены в правом полушарии. Итак, в процессе эволюции левое полушарие приобрело новую функцию — функцию речи, а впоследствии под его эгидой оказались и такие высшие корковые функции, как письмо, чтение, счет и т. д. И хотя полушария равны по размерам, левое стали называть большим, или доминантным, а правое — малым, или субдоминантным. Лишь к середине нашего столетия стало ясно, что подобная классификация неправомерна, что правое полушарие вносит в нервную деятельность не менее существенный вклад, чем левое.
Выяснение роли правого полушария началось с клинических наблюдений. Было замечено, что у больных с очаговыми поражениями правого полушария резко нарушается пространственное восприятие. Они не только не могут найти свою палату, кровать, но даже «теряют» части собственного тела. Искажаются и сложные привычные действия. Например, больничный халат человек надевает совершенно неправильно, вывернув и перекосив. Если больной по заданию срисовывает геометрические фигуры, то воспроизводит их с большими искажениями, хотя рука у него вполне здорова. Грубо нарушается и ориентировка во времени. Посмотрев в окно, больной не может определить время года. Называя дату и месяц, он не способен обосновать свой ответ, подкрепить его конкретными наблюдениями. Обычно человек хорошо помнит, что было до болезни, то есть когда правое полушарие нормально функционировало, и совершенно не помнит, что делал несколько часов назад.
Уже из этих наблюдений можно было заключить, что правое полушарие активно участвует в процессах познания окружающего мира и организации поведения человека. Дополнить и уточнить сведения о функциональной специализации полушарий помогли различные диагностические и терапевтические методы, применяемые в современной нейрохирургической практике. Один из методов — введение снотворного в сонную артерию, которая снабжает кровью соответствующее полушарие (эта специальная проба проводится для уточнения диагноза). Хотя кровеносные сосуды правого и левого полушарий соединены между собой, все же на короткий промежуток времени — примерно на минуту — наступает стадия, когда функционально выключается одно полушарие: оно засыпает. А другое бодрствует. «Отключить» полушарие на более длительный срок — около часа — позволяет односторонний электрошок.
На одну сторону головы накладывают электроды и дозировано воздействуют электротоком: деятельность полушария, над которым расположены электроды, угнетается, второе же в это время активно функционирует: человек чувствует и мыслит преимущественно одним полушарием. С помощью этих и других исследований, в частности, выяснилось, что речь — не монополия левого полушария, оно делит эту важнейшую функцию с правым. Когда выключается правое полушарие, речь сохраняется, но она полностью теряет интонационную выразительность, становится монотонной, бесцветной. Кроме того, человек и сам перестает понимать речевые интонации и не может разобрать, с каким выражением произносится слово, фраза –
вопросительным или восклицательным. Значит, левое полушарие своеобразная база словарного, грамматического богатства речи.
Но слово здесь лишь знак, которому правое полушарие придает эмоциональную окраску, образность. Способность правого полушария иновационно окрашивать речь связана с тем, что здесь, как предполагают специалисты, находится музыкальный центр. По наблюдениям сотрудников лаборатории патофизиологии центральной нервной системы Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова, человек с отключенным правым полушарием перестает узнавать знакомые мелодии, не в состоянии их напеть. Если же отключено левое полушарие, он поет охотно и при этом точно воспроизводит мелодию. Специализация полушарий сказывается и на характере памяти. Левое легко запоминает все то, в основе чего лежит слово: стихотворные строчки, формулировки, теоретические сведения.
Правое фиксирует образы: различные конфигурации, геометрические фигуры, рисунки. В настоящее время разработаны так называемые дихотические тесты, позволяющие исследовать особенности функционирования полушарий у здорового человека. Основаны тесты на том, что каждое полушарие ведает своим ухом и своим полем зрения. Левое поле зрения проецируется в затылочной доле правого полушария, а правое соответственно в затылочной доле левого. Так же перекрестно передается и звуковая информация. Как видим, деятельность каждого полушария во многих отношениях специализирована. Левое оперирует символами, словами; это «грамотное» полушарие, и ему принадлежит ведущая роль в логическом абстрактном мышлении. Правое работает преимущественно с обобщенными образами; оно база конкретного образного мышления. Но функционируют они содружественно: каждое полушарие обогащает и дополняет сведения, полученные другим.
Например, стоит мысленно произнести слово «цветок», и сразу же в воображении возникает его целостный образ — форма, запах, цвет и т. д. В тот момент, когда левое полушарие «произнесло» слово, правое конкретизировало его в образе — абстрактное и конкретное слились. Но как правое полушарие «узнало», что «сказало» левое?
Два больших полушария головного мозга в средней части соединены спайками, которые представляют собой совокупность нервных волокон. Посредством этих нервных коммуникаций полушария и общаются между собой. В основном обмен сведениями идет через самую мощную спайку — мозолистое тело. Установлено, что нервные волокна, образующие мозолистое тело, неоднородны по своей природе. Например, задняя часть мозолистого тела образована волокнами, осуществляющими связь между зрительными анализаторами обоих полушарий.
В средней части проходят волокна, по которым передаются сведения о деятельности правой и левой рук, и т. д. Нервные связи обеспечивают надежную и точную работу мозга как единого органа. О том, насколько важна их роль, свидетельствует такой факт. При некоторых заболеваниях для того, чтобы предотвратить распространение патологического возбуждения из одного полушария в другое, нейрохирурги производят операцию разобщения полушарий. Эта крайне, редкая операция заключается в прерывании нервных путей, связывающих полушария; они начинают действовать изолированно. В первое время после операции это заметно влияет на поведение человека. В частности, появляется несогласованность движений, нарушается координация.
Например, одеваясь, человек одной рукой застегивает пуговицы, а другой расстегивает. Поистине, правая рука не ведает, что делает левая! Правда, исследования последних лет показали, что и после перекрытия нервных коммуникаций взаимодействие полушарий не прекращается полностью, и даже очень глубокое продольное расщепление мозга не ликвидирует возможности взаимоотношений его высших отделов. Следовательно, мозг использует для обмена информацией не только известные межполушарные пути, но и другие каналы. Что это за каналы, как передается по ним информация — на эти вопросы ученым еще предстоит ответить.
Сегодня же ясно одно: нет полушария главного и подчиненного, каждое обладает своими способностями, своими механизмами познания окружающего мира.
Функциональная асимметрия полушарий — одна из существенных особенностей мозга человека, развившаяся в процессе эволюции и выделившая его из всего животного мира. В ней выражается своеобразное разделение труда между полушариями, известная специализация и одновременно интеграция деятельности всего мозга, что создает большие преимущества мозга человека перед мозгом животных. Именно интеграция, объединенная деятельность двух полушарий лежит в основе интеллектуальной, эмоциональной и нравственной сферы человека. Мозг — самый сложный орган, сотворенный природой — един при всех анатомических и функциональных различиях отдельных его частей. На главную страницу