С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Что, когда, сколько

Автор admin Опубликовано: Декабрь - 23 - 2012

 

Е.М. Фатеева – доктор медицинских наук

Физическое развитие, состояние здоровья, сопро­тивляемость инфекционным заболеваниям, эмоци­ональный тонус и настроение ребенка—все это в не­малой степени зависит от того, насколько правильно он питается. Детский организм непрерывно растет, ему остро необхо­дим разнообразный строительный материал для создания клеток и тканей тела. Вот почему потребность в пище — отно­сительная, в пересчете на килограмм веса — у детей больше чем у взрослых. Но для ребенка особо важна не только количественная, но и качественная сторона питания.

 

И по своему составу и по способу приготовления пища должна соответствовать физиологическим возможностям органов пищеварения и особенностям обмена веществ ребенка. А они в разном возрасте различны. Чем меньше ребенок, тем слабее у него мускулатура желудка и кишечника, благодаря сокращениям которой пища перемещается и перемешивается с пищеварительными сока­ми. Поэтому в зависимости от возраста детей меняется способ ее приготовления. Для малышей до полутора лет пищу готовят на пару, измельчая овощи и фрукты на мелкой терке, а мясо, рыбу пропуская через мясорубку. Для детей старше полутора лет продукты нарезают на мелкие кусочки и тушат или запекают в духовке. А после двух-двух с половиной лет — уже слегка обжаривают (например, нарезанный карто­фель, котлеты).

По мере того как ребенок растет, увеличивается его потребность в разнообразных питательных веществах. Рас­ширяется ассортимент продуктов, изменяются способы их обработки, и рацион ребенка все больше приближается к рациону взрослых.

Питание каждого человека должно быть полноценным, сбалансированным, а питание ребенка — особенно. Это зна­чит, что он должен получать все основные питательные вещества не только в достаточном количестве, но и в определенном соотношении. В рационе детей старше года количества белков, жиров и углеводов должны относиться друг к другу, как 1:1:4. Что же произойдет, если эта пропорция нарушится? Если в рационе одни вещества преобладают в ущерб другим?

 

Допустим, ребенок получает мало белков, столь необходи­мых для построения всех тканей организма. Из-за этого он медленнее растет, хуже развивается физически и умственно. И, кроме того, становится более восприимчивым к инфекци­онным заболеваниям, потому что белки принимают активное участие в иммунологических реакциях.

А если эти вещества постоянно поступают в организм в избытке? Тогда нарушаются обменные процессы, возникает расстройство пищеварения. У самых маленьких может повы­шаться температура. Ребенок становится более возбудимым, у него ухудшается аппетит.

Далеко не безразлично для ребенка также, в каком количестве он получает жиры. Сгорая в организме, они в значительной мере покрывают его энергетические траты. Как и белки, жиры участвуют в образовании иммунных тел, а также служат источником витаминов A, D, Е, К. Из-за недостатка жиров дети медленно прибавляют в весе или даже худеют, их организм хуже сопротивляется инфекциям. Но и «перебор» жиров небезобиден: меньше выделяется пищеварительных соков, хуже усваиваются бел­ки мяса и других продуктов, происходит избыточное отложе­ние жира в тканях.

 

 

Очень нужны детям углеводы — главный источник энер­гии. Но если они вытесняют из рациона другие питательные вещества, у ребенка, хоть он и полнеет и как будто выглядит хорошо, развивается малокровие, резко ослабевают защит­ные силы организма.

Кроме того, бурно растущий организм ребенка испытывает повышенную потребность в минеральных веществах и вита­минах. Кальций, например, необходим для построения тка­ней, особенно костной, нормальной работы сердца, мышц, нервной системы. Железо, кобальт, медь принимают участие в процессах кроветворения. Йод способствует нормальному функционированию и развитию щитовидной железы.

 

Не будет преувеличением сказать, что если пища бедна мине­ральными веществами, в организме нарушается течение всех жизненно важных процессов. Очень остро реагирует организм ребенка и на нехватку витаминов. Из-за дефицита витамина  А, например, снижает­ся острота зрения, становится сухой и начинает шелушиться кожа. Недостаток витамина D, регулирующего обмен кальция и фосфора, дает толчок к развитию рахита. Когда не хватает витаминов группы В, очень важных для детского организма, возникают заболевания кожи, нервной системы, нарушается кроветворение. Вследствие недостатка витамина С (аскор­биновой кислоты) понижается интенсивность обмена ве­ществ, сопротивляемость инфекциям.

Вот почему нежелательны и даже опасны какие бы то ни было отступления от требований сбалансированного пита­ния. Может случиться, что кому-то эти требования покажутся трудновыполнимыми. На самом деле следовать им не столь сложно. Ведь все пищевые вещества, о которых шла речь, содержатся в продуктах повседневного питания.

Молоко, мясо, яйца богаты полноценными животными белками, жирами минеральными веществами и витаминами. Рыба не только не уступает мясу, но по некоторым биологи­ческим свойствам даже несколько превосходит его: белки рыбы легче перевариваются и усваиваются.

 

Сахар, конди­терские изделия, хлеб, крупы, макароны — поставщики в основном углеводов. В хлебе, кроме того, много белков, минеральных солей, витаминов группы В. Углеводы организм черпает и из овощей (особенно картофеля, капусты, свеклы), из фруктов и ягод (преимущественно яблок, груш, слив, винограда). Овощи, фрукты и ягоды весьма богаты также витаминами и минеральными солями. Морковь, помидоры, зеленый салат, абрикосы содержат каротин, который в организме преобразуется в витамин А. Шиповник, черная смородина, антоновские яблоки, капуста, зеленый лук, шпи­нат—важнейшие источники витамина С.

 

Итак, ценные питательные вещества присутствуют в разных продуктах. Но эти продукты надо умело сочетать и комбинировать. Ведь совсем не безразлично, например, станут для ребенка основным источником белков мясо, рыба, яйца, молоко или же картофель, хлеб, крупы. Растущий организм гораздо больше нуждается в животных белках, близких белкам человеческих тканей, поэтому их в рационе детей раннего возраста должно быть 65—75 процентов, а растительных лишь 25—35. Во все периоды детства, особенно в первые годы жизни, важнейшими продуктами питания являются молоко, кефир, простокваша, творог, сыр, сливки, сметана.

 

С возрастом доля молока в рационе ребенка несколько уменьшается, а доля рыбных и мясных продуктов, крупы, хлеба, овощей увеличивается. Детям дошкольного возраста полезны кури­ное и говяжье мясо, печенка, богатая железом и витаминами, и рыба (до 5—6 лет в виде филе). Можно использовать в питании ребенка с полутора-двух лет молочные сосиски и докторскую колбасу.

Точно так же важно, чтобы в рацион входили разные продукты, содержащие углеводы. Дело в том, что углеводы белого хлеба, манной крупы, картофеля и особенно сахара легче преобразуются в жир, чем углеводы овощей и фруктов. А излишнее накопление жира в подкожной клетчатке весьма нежелательно и в детском возрасте. Поэтому каши, сдобные булочки требуют ограничения.

Не позволяйте ребенку есть и слишком много сладостей. Торты и пирожные дошкольникам вообще не рекомендуются. С полутора-двух лет можно давать пастилу, зефир, с трех-четырех лет — мармелад. Шоколад детям не полезен, он вызывает возбуждение, им можно лакомиться понемногу, по 1—2 дольки, да и то не каждый день и лишь с 5 — 6 лет. Кстати, возбуждающе действуют также натуральный кофе и какао, поэтому пить ребенку разрешается только чай, причем некрепкий, и суррогатный кофе.

Из жиров детям полезно, прежде всего, сливочное масло. Но чрезвычайно необходимо и растительное — в нем содер­жатся весьма ценные так называемые полиненасыщенные жирные кислоты.

 

Растительное масло должно составлять примерно 10—15 процентов всех жиров, входящих в рацион ребенка. Подсолнечное, оливковое, кукурузное предпочти­тельнее нерафинированные, а хлопковое и соевое — только рафинированные. Вот те основные рекомендации, которыми следует руко­водствоваться, организуя питание здорового ребенка. Чтобы легче было составить рацион, приводим примерный суточный набор продуктов. Попутно — несколько практических советов. С малых лет приучите ребенка к тому, что нельзя есть «на ходу» — ни фрукты, ни лакомства, ни тем более пирожки, булочки, бутерброды. Лучше всего если фрукты он будет получать на десерт и в полдник.

Сладости — тоже в полдник или в конце завтрака, обеда, ужина, но, ни в коем случае не в промежут­ках между едой, так как из-за этого ухудшается аппетит. Когда приходит время садиться за стол, важно, чтобы ребенок был спокоен и неутомлен. Если он разгорячен игрой, надо подождать, пока возбуждение уляжется. Если только что вернулся усталым с прогулки, пусть сначала немного отдохнет. Не менее важно, чтобы и атмосфера за столом была спокойная, доброжелательная и располагала к еде. Чистая скатерть и салфетка, красиво оформленное блюдо — все это в немалой мере способствует хорошему аппетиту.

Напомним, что с начала второго года жизни надо приучать ребенка самостоятельно есть ложкой, на четвертом году — и вилкой, а с пятого года — пользоваться ножом. На главную страницу

 

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий