С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Здоровье каждому школьнику

Автор admin Опубликовано: Декабрь - 12 - 2012

В. Николаев, врач.

А теперь ребята, да­вайте отдохнем! Весь класс дружно поднялся из-за парт и приступил к выпол­нению незамысловатого ком­плекса физических упражнений.Пять минут, отрываемых от урока, окупаются с лихвой: ребя­та не переутомляются, лучше и быстрее усваивают учебный ма­териал. Вот почему физкультми­нутки прочно вошли в жизнь средней школы № 5 Мурманска. Наблюдая, с какой легкостью и живым  вниманием после физи­ческих упражнений ученики при­ступили ко второй половине уро­ка, думаешь: может быть, физ­культура и есть та «волшебная палочка», при помощи которой удастся разрешить проблему пе­регрузки школьников? Ибо, за­глядывая  в будущее, вряд ли приходится рассчитывать, что учебные программы можно будет сократить. Скорее всего, нужно думать над тем, как сделать школьную нагрузку более физи­ологичной, как использовать ре­зервы молодого организма.

 

В борьбе за здоровье уча­щихся,— рассказывает директор мурманской средней школы № 5 Галина Петровна Жигилева, физкультура — наш лучший союзник. В нашей школе осво­божденных от занятий нет: ос­лабленные дети, которых, кста­ти, у нас не так уж много, занима­ются  в подготовительной или специальной группах. Но и они к десятому классу, как правило, переводятся  в основную. Мы по­ставили перед собой цель: вме­сте с аттестатом зрелости каж­дый выпускник должен получить и «аттестат здоровья» Четверг в нашей школе осо­бый: в этот день мы обычно не начинаем объяснять новый мате­риал; из расписания исключены уроки, требующие особенно боль­шого умственного напряжения, и введены сдвоенные уроки физ­культуры.

- Эти уроки, — продолжает рассказ директора старший пре­подаватель физического воспи­тания Любовь Анатольевна  Любакина, — мы стараемся прово­дить по возможности на свежем воздухе. Кроме обязательных уроков, широко практикуем заня­тия в спортивных секциях — их в нашей школе более десяти. Боль­ше половины учащихся свой до­суг посвящают тренировкам  в той или иной секции, а каждый тре­тий ученик — спортсмен-разряд­ник. Существует правило: плохая успеваемость, нарушение дисцип­лины  —  «противопоказания» для занятий спортом. Ребята знают об этом, а потому прибегать к такой крайней мере наказания приходится редко.

Большой популярностью сре­ди учащихся пользуются «дни здоровья» — вылазки на день или два за город;  весной и осенью — пешком, зимой – на лыжах. Ребята с нетерпением ждут и спортивных праздников, которые проводятся каждую чет­верть: с первого по шестой клас­сы это «Веселые старты», а с седьмого по десятый — конкурсы «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!».

Массовыми стали и ежегод­ные соревнования на звание чем­пиона школы по легкоатлетиче­скому и лыжному кроссам. Побе­дителям, занявшим первые три места, вручаются чемпионские медали. Очень оживленно прохо­дят и конкурсы на лучшего спортсмена школы.

В том, что физкультуру здесь любят, можно убедиться уже при первом посещении школы. На видном месте — прекрасно офор­мленные стенды, рассказыва­ющие о пользе занятий физкуль­турой, советы врача по личной и общественной гигиене, самокон­тролю, закаливанию, самомасса­жу. Здесь можно увидеть портре­ты лучших спортсменов школы, прочесть сводку сдачи норм ГТО по классам, ознакомиться с пове­сткой дня и решения  очередно­го заседания школьного совета физкультуры.

 

 

В библиотеке—выставка но­винок спортивной и научно- популярной медщинской литера­туры. На каждом этаже — любов­но оформленные «Уголки здо­ровья». И еще одна деталь, кото­рая бросилась в глаза: если ребя­та  во время перемен резвятся, их никто не останавливает…

Ну, а какова же отдача всей этой работы? Судите сами. Заболеваемость так называемы­ми простудными болезнями за последние годы уменьшилась в три раза; резко сократилось число детей с нарушениями осанки. Конечно, было бы наивно по­лагать, что здоровье ребят улуч­шилось исключительно благода­ря занятиям физкультурой и спортом. Это результат комплек­са санитарно-гигиенических и оз­доровительных мер. Начать хотя бы с самого зда­ния школы. Оно построено по последнему типовому проекту, предусматривающему макси­мальный доступ в классы света и свежего воздуха. На каждом этаже — просторные залы, где во время перемен ребята могут раз­мяться. Огромный, никогда не пу­стующий спортзал, кинозал.

 

Все помещения  выкрашены в светлые, радующие глаз тона. Около 800 горшочков с цветами. Похвалится  ли таким количе­ством любая школа средней по­лосы или юга страны? А это в условиях Заполярья, где даже землю приходится завозить из специальных хозяйств! Важная деталь: цветы здесь не загоражи­вают свету доступ в классы, они на стенах, в «живых уголках».

О том, чтобы во всех учебных комнатах было достаточное ос­вещение, чтобы горели все лам­почки, чтобы постоянно был све­жий воздух, заботятся все, начи­ная от директора школы и кончая санитарным активом. Приятное впечатление произ­водит просторный, светлый, иде­ально чистый зал школьной сто­ловой. Кстати, обеды для школь­ников готовят лучшие повара из расположенного недалеко ресто­рана.

Ежедневно в меню свежие овощи и фрукты, мясные, рыбные и молочные блюда, обязательно витаминизированный десерт. Ос­лабленным детям бесплатно вы­дается молоко. Раз в неделю для всех фруктовый день. Можно по­лучить в школьной столовой и горячий завтрак.

Рациональное питание имеет, конечно, немаловажное значе­ние для укрепления здоровья. Отличные гигиенические условия — тоже. Особенно в сочета­нии с регулярным ультрафиоле­товым облучением, сеансы кото­рого проводятся  во время боль­шой перемены или же сразу пос­ле уроков. За здоровьем учащихся при­стально следят школьный врач, специалист по гигиене детей и подростков санитарно-эпидемио­логической станции,  врачи полик­линики. К услугам школьни­ков—оборудованный всем необходимым медицинский кабинет. Физиотерапевтические процеду­ры, лечение зубов и многие дру­гие назначения  врача выполня­ются тут же.

 

Не только медики в ответе за здоровье школьника. Это входит в обязанности и учителей. Прият­но удивила такая новинка: обыч­ный классный журнал в этой шко­ле начинается с «Листка здо­ровья». В нем такие графы: оцен­ка физического развития, группа физподготовки, номер парты, за которой должен сидеть ученик, имеющиеся заболевания, советы врача. Здесь можно увидеть та­кие, к примеру, записи: «Лена Б. Близорукость, очки для работы, пересадить ближе к доске. Миша К. Сутулится. Следить за осан­кой, корригирующая гимнастика. Люда Г. Повышенная возбуди­мость. Противопоказаны внезап­ные вопросы. Напоминать девоч­ке, чтобы больше была на све­жем воздухе…» Такие листки сослужили до­брую службу многим ребятам: в школе они не только получили знания, но и укрепили здоровье.

…Возможно, иной читатель подумает: показали корреспон­денту одну образцовую школу, и он пришел в восторг. Не скрою: за  время командировки мне уда­лось побывать всего лишь в четы­рех школах города и области. О каждой из них я мог бы написать примерно то же самое. Ну, а как обстоят дела в десятках других школ? На этот вопрос отвечает заве­дующая Мурманским областным отделом народного образования Зинаида Григорьевна Избицкая:

Без преувеличения можно сказать, что более 80 процентов школ области имеют идеальные условия не только для занятий, но и для укрепления здоровья учащихся. В ближайшие годы мы рассчитываем во всех сельских школах создать такие же усло­вия, как  в городских. Школьни­ков, освобожденных от физкуль­туры,  в области практически нет. Около 90 процентов ребят пита­ются по абонементам. Мы доби­лись, что учителя стали первыми помощниками медиков в укреп­лении здоровья ребят.

О плодотворном содружестве медиков и педагогов рассказыва­ет и заведующая Мурманским об­ластным здравотделом Нина Александровна Свиридова. Показатели здоровья школь­ников год от года улучшаются. Так, за последнее время почти вдвое снизилась заболеваемость хроническим  тонзиллитом, анги­нами, ревматизмом. Незначите­лен процент детей с нарушени­ями осанки, пошла не убыль и близорукость. Отрадно, что в некоторых школах Мурманска пропуски за­нятий из-за болезней уменьши­лись в три-четыре раза. Хочется верить, что недалеко то время, когда аттестат зрелости будет являться и своеобразным свиде­тельством о здоровье выпускника  школы.

 

Во всяком случае, мы поставили перед собой такую за­дачу и надеемся  выполнить ее.

И еще одна существенная де­таль: вот уже несколько лет Мур­манская область является базой Министерства здравоохранения России по изучению передового опыта постановки медико- санитарного обслуживания школьников и совместной работы органов здравоохранения и на­родного образования.

…Школу номер пять, на приме­ре которой так ярко отразилась забота мурманчан о здоровье юных, я посетил в один из чет­вергов. Навстречу мне шумной гурьбой выбегали статные подро­стки в ладно сидящих спортив­ных костюмах. Ребята спешили на сдвоенный урок физкультуры. На урок здоровья… На главную страницу

 

 

 

 

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий