С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Гигиена труда

Автор admin Опубликовано: Декабрь - 9 - 2012

 

Е.Я. Улицкий – доктор технических наук

С появлением на полях трактора труд земледельца стал намного легче, производительнее. И вместе с тем, чем более мощные и скоростные машины сходили с конвейеров заводов, тем напряженнее становился труд меха­низатора. С  ростом мощности трактора неизбежно возрастает уровень шума, двигатель выделяет больше тепла, ра­стут низкочастотные колебания, услож­няются операторские функции водите­ля. Поэтому одна задача, стоящая пе­ред конструкторами, — совершенствова­ние сельскохозяйственных машин — влечет за собой и другую, не менее важную — облегчить условия работы тех, кто ими управляет.

 

Сложный комплекс проблем вза­имосвязи технического прогресса и гиги­ены труда механизаторов решается в нашей стране крепким содружеством медицинских и технических научно — исследовательских коллективов. Вме­сте с Саратовским научно-ис­следовательским институтом сель­ской гигиены, Московским научно- исследовательским институтом гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана работают Научно-исследовательский ин­ститут механизации сельского хозяй­ства, Государственный союзный науч­но-исследовательский тракторный — ин­ститут и многие другие. На заводах тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в последние годы соз­даны специальные конструкторские бюро по эргономике.

Появились лабора­тории оценки условий труда на машино­испытательных станциях. Каковы же результаты? Можно с уверенностью сказать, что многое уже сделано. Не случайно наш новый трак­тор МТЗ-80 на международных испыта­ниях в США признан отвечающим миро­вым стандартам по всем параметрам. Сдает свои позиции шум. На тракто­рах старых марок уровень шума значи­тельно превышал допустимые нормы, а на некоторых машинах достигал порога болевых ощущений. Подвеска кабины на упругих виброизоляторах, облицовка ее шумовибропоглощающими матери­алами, установка глушителей, ужесто­чение панелей кабин и ряд других мер позволили значительно снизить уро­вень шума на современных машинах.

 

Немаловажная проблема — микро­климат в кабине. Даже в средней поло­се страны температура воздуха в каби­нах машин летом достигает иногда 40 — 45 градусов, а в Средней Азии тракторист вынужден порой даже пре­рывать работу в самые жаркие часы. Запыленность в кабинах старых образ­цов превышает допустимые нормы в 8 — 12 раз. Защищаясь от пыли, тракторист мо­жет закрыть окна, но тогда резко возра­стает температура в кабине. И хотя сейчас на всех машинах устанавливают­ся вентиляторы, этого оказывается недостаточно. В чем же выход? В созда­нии искусственного микроклимата в ка­бинах машин при их герметизации. Как показали исследования, лучшим средством нормализации микроклимата является компрессионный фреоновый кондиционер.

Такие кондиционеры по­строены и испытаны — они показали от­личные результаты. Температура в ка­бинах машин с кондиционером обеспе­чивает комфортные условия работы. Однако эти кондиционеры пока еще не­экономичны, и конструкторы ищут дру­гие пути нормализации микроклимата кабины трактора. В процессе испытаний хорошо заре­комендовал себя испарительный конди­ционер, весьма простой и дешевый. Хотя он имеет ряд недостатков по сравнению с фреоновым, однако во многих зонах страны, как считают специалисты, впол­не себя оправдает. Выпуск тракторов с этими кондиционерами уже начался. Кому приходилось ездить по ухаби­стой дороге, тот знает, что уже через час-полтора чувствуешь себя разбитым и утомленным.

А тракторист? Сколько часов подряд в страду он «утюжит» поле, которое значительно «ухабистее», чем иная плохая дорога! От постоянной сильной тряски страдает позвоноч­ник — этот своеобразный амортизатор, «вмонтированный» в организм. Травми­руются хрящевой и связочный аппара­ты, в результате могут раздражаться и сдавливаться нервные корешки — тогда возникает радикулит. Чтобы избавить тракториста от вред­ного воздействия вибрации, конструкто­ры создали сиденье с подвеской, гася­щей колебания. И теперь все колесные тракторы выпускаются с подрессорен­ными сиденьями. Однако и эти приспо­собления окончательно не решают проблемы.

 

Инженерная мысль предлагает прин­ципиально новое решение — так называ­емую активную виброизоляцию. Ее смысл в том, что на сиденье возбужда­ются колебания, которые гасят вибра­цию, возникающую при движении трак­тора по полю. Эта система, разработан­ная в Научно-ис­следовательском институте механиза­ции сельского хозяйства, показала от­личные результаты  —  снижение ускоре­ния колебаний на 60 — 85 процентов. Дело теперь за внедрением предложе­ния ученых в практику. Современный мощный трактор имеет до 80 приборов, рычагов и кнопок. Трак­торист в процессе работы должен уста­новить более 200 положений рычагов. Кстати, самолет ИЛ-18 управляется 350 положениями рычагов, а экипаж этого современного лайнера — четыре чело­века. Не удивительно, что трактористу трудно уследить за всеми элементами управления машины. Специалисты не­мало потрудились: на новых машинах органы управления расположены удоб­нее, водитель затрачивает меньше уси­лий на манипулирование рычагами.

На очереди — дальнейшее усовершенство­вание поста управления машиной. Конечно, условия труда на тракторе во многом зависят и от самого механиза­тора. Мало получить хорошую машину, важно еще и умело на ней работать. Новая техника сложна, и чтобы освоить ее и производительно использовать, каждый тракторист должен повышать свою квалификацию. Механизатор обязан бережно отно­ситься к машине, следить за своим рабочим местом. Перед началом смены не забыть тщательно проверить техни­ческое состояние трактора и при необ­ходимости устранить неисправность. Умелое обращение с современными сельскохозяйственными машинами, со­держание их в образцовом порядке по­могают повышать производительность труда и работоспособность. На главную страницу

 

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий