С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Сотворение человека

Автор admin Опубликовано: Декабрь - 16 - 2012

 

В. Лагутина

На первый взгляд та­ков название санитар­но-просветительного филь­ма может показаться пре­тенциозным. Но кинолента, созданная Рижской кино­студией и Центральным Научно — исследовательским институтом санитарного просвещения по заказу Ми­нистерства здравоохране­ния, действительно отвечает этой теме. Фильм посвящен физическому вос­питанию и формированию характера ребенка. Автор сценария С. Бурлюк, режис­сер Л. Гайгалс.

Первые кадры вводят нас в школу, где происходит знакомство педагога с пер­воклашками.

 

Совершенно по-разному реагируют ребя­тишки на вызов учителя: один быстро вскакивает, го­товый сорваться с места и лететь на зов, другой с тру­дом преодолевает смуще­ние и еле шепчет ответ, третий молчит, задумчиво уставившись в окно. А за дверью толпятся ма­мы, папы, бабушки, волну­ясь за своих малышей. Каж­дый ребенок чем-то напоми­нает родных, но в то же время удивительно индиви­дуален. Когда же началось формирование его лично­сти, чудо сотворения чело­века? Следующие кадры пере­носят нас в родильный дом. Руки быстро и ловко пеле­нают новорожденного.

Ле­жат на каталке младенцы. Все как один! Однако даже сейчас, когда им всего нес­колько дней от роду, прис­мотревшись, можно раз­глядеть не только внешнее различие: кто-то из них ле­жит с открытыми глазами, кто-то спокойно спит, кто-то кричит. На экране квартира мо­лодых родителей. На сто­ле — новорожденный. Тре­петные руки папы и мамы распеленывают малыша; на их лицах выражение твер­дой решимости сразу при­ступить к воспитанию Чело­века. Однако ребенок никак не подходит к уготовленной ему роли тихого, покорного, спокойного создания.

 

Патронажная сестра ус­покаивает родителей: физи­ческое состояние ребенка не вызывает опасений, ма­лыш здоров. Ребенок растет, развива­ется. Одновременно форми­руется и его нервная систе­ма, усложняется восприятие окружающего. Он начинает все активнее проявлять свое отношение к купанию, кормлению, игре.

На экране титр: «Триста шестьдесят пять дней тво­рения», — а за кадром слы­шится громкий детский рев. Это бунтует годовалый ма­лыш, противопоставляя, та­ким образом, свою волю тре­бованиям родителей.

Ребе­нок не игрушка, которую можно положить, посадить, поставить по своему жела­нию, не «объект» воспита­ния, а «субъект» с собствен­ной волей и поведением. К врачам часто обраща­ются с вопросом: «Чем объ­яснить то или иное поведе­ние ребенка?» Этот же воп­рос звучит и с экрана. Его задает молодая мать, при­ведшая на прием двух близ­нецов. Посторонний не отли­чил бы их друг от друга: один—точная копия друго­го. Но ведут они себя совер­шенно различно! Доктор дал каждому игрушечную маши­ну, а потом попросил обрат­но. Один малыш еще не со­образил, что от него требу­ют, а другой уже спокойно отдал свою, зато… отобрал игрушку у брата.

 

Еще нагляднее различие характеров малышей в ясельной группе. Киноаппа­рат зорко следит за ними во время игр и обеда. До чего

же по-разному протекают у них нервные процессы: как легко возбудим, подвижен один мальчик и насколько медлителен, апатичен дру­гой! Врожденные особенно­сти проявляются с первых дней жизни. Если игнориро­вать замеченные неблаго­приятные задатки, они мо­гут укрепиться: разовьется агрессивность или, наобо­рот, пассивность, замкну­тость, упрямство, неуверен­ность в себе. Чтобы ребя­тишки выросли спокойными и жизнерадостными, воспи­тывать их надо, учитывая особенности психики.

На детской площадке иг­рают малыши двух-трех лет. Кинокамера наблюдает за ними. Застенчивый, скован­ный малыш стоит перед ле­сенкой и явно трусит. Папа, желая моментально покон­чить с его слабостью, ставит ребенка сразу на вторую ступеньку. Мальчик плачет, судорожно вцепившись в пе­рекладину.

Девочка под наблюдени­ем мамы строит дом из куби­ков. Такое занятие требует терпения, усидчивости, а именно этих качеств ей пока не хватает.

 

Как сердится и яростно разбрасывает куби­ки малышка! И до чего же недовольна дочерью мать, каким раздраженным тоном читает она ей мораль! Воспитание ребенка тре­бует от родителей терпения, выдержки, постоянной до­брожелательности. Малень­кий человек способен остро реагировать на резкое заме­чание, он самолюбив, обид­чив. Немало такта нужно проявить родителям, чтобы вовремя помочь малышу: ободрить его, сдержать по­рывы, воспитать трудолю­бие, усидчивость. Игра — де­ло серьезное, она помогает познавать законы окружа­ющего мира, преодолевать трудности, воспитывает ха­рактер.

Теперь зритель видит, как мама играет с девочкой постарше. Она как будто предоставляет дочери пол­ную свободу в выборе игру­шек, а на самом деле внима­тельно и мягко направляет ее действия. Другая пара: папа и сын. Они куда-то торопятся. Осо­бенно спешит папа. Ему яв­но некогда ждать, пока мальчик сам неумело натя­нет чулочки и застегнет пу­говицы. С раздражением отбрасывая руки ребенка, отец заканчивает его экипи­ровку. Если родители будут поступать так постоянно, это может сказаться впос­ледствии: медлительный по натуре, малыш постепенно примирится с собственной бездеятельностью.

Воспитывать ребенка надо не от случая к случаю, не частыми нравоучениями, а постоянством требований и личным примером. Твер­дое соблюдение распорядка дня приучает к аккуратно­сти, вырабатывает привыч­ку делать все вовремя. Когда ребенок чем-либо увлечен, он начинает актив­но наблюдать, сравнивать, мыслить. Исчезает скован­ность, преодолевается робость. Сотворить человека здо­рового, смелого, доброго мо­жет и должен каждый отец и каждая мать при любых задатках ребенка. И эта мысль убедительно прово­дится в новом научно- популярном фильме. На главную страницу

 

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий