С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Так ли случаен несчастный случай?

Автор admin Опубликовано: Февраль - 27 - 2013

Т. Н. Рудякова, кандидат медицинских наук

Один ребенок пролил на себя горячее молоко; дру­гой — упал с подоконника; третий — схватился за ого­ленный электрический провод. Все это, как принято гово­рить, несчастные случаи. Но так ли они случайны? Анализ подобных происшествий позволяет отметить опре­деленную закономерность: они происходят не просто в связи с неблагоприятным стечением обстоятельств, а главным образом из-за недостаточной предусмотрительности взрос­лых, плохой организации досуга ребенка, непродуманное многих, очень важных деталей его быта.

Даже у детей школьного возраста, которые, казалось бы, сами виноваты в происшедшем, несчастье случается из-за неумения обращаться с различными предметами домашнего обихода, неопытности, а, бывает, и недисциплинированности, иными словами, и здесь сказываются дефекты воспитания.

С самого малого возраста  ребенку необходима не только опека — ему надо систематически, продуманно прививать полезные навыки, разумно направлять естественное стрем­ление к познанию окружающего мира. Чем раньше мы научим детей правильному, осмотрительному поведению в быту, тем меньше им будут угрожать травмы. Бытовые травмы в квартире, на лестничной клетке, во дворе — самые распространенные травмы детей, причем чаще всего они грозят самым маленьким. По данным ряда институтов травматологии и ортопедии, малыши до года получают почти исключительно бытовые травмы; в ясельном возрасте такого рода повреждения составляют около 80 процентов, в дошкольном — до 60, а в школьном уже преоб­ладают уличные, школьные и спортивные травмы. Мальчики в силу своих психологических особенностей страдают чаще, чем девочки, особенно в дошкольном и школьном возрасте.

 

Даже если повреждения бывают и не очень тяжелыми, они приносят немало тревог и огорчений, 6—8 процентов постра­давших детей надолго попадают в больницы: множественные переломы, сильные ожоги, травмы черепа далеко не всегда заканчиваются благополучно. Они могут привести к времен­ной или даже стойкой инвалидности, а иногда и к гибели ребенка

Маленькие дети чаще всего получают ожоги, опрокидывая на себя чашки, тарелки, кастрюльки с горячими молоком, супом, кашей. В одном случае из пяти ожоги детям по неосторожности причиняют взрослые. Как это происходит? Допустим, мама, держа на одной руке малыша, в другой несет к столу только что закипевший чайник. Стоит ей случайно споткнуться, задеть плечом косяк двери, сделать неловкое движе­ние — и…

Но вина взрослых не меньше, если они оставляют ребенка  в опасной ситуации.

Маленькая Ира Т. получила ожог обеих ног. Мама, собираясь искупать девочку, сняла с газовой плиты кастрю­лю с горячей водой, поставила ее на пол и вышла за полотенцем. Ира нечаянно толкнула кастрюлю, и вода выплеснулась ей на ноги. Профилактика подобной травмы предельно проста: преж­де чем снимать кастрюлю, мама должна была приготовить все необходимое, тогда бы не пришлось оставлять ребенка одного. Минута ее отсутствия оказалась роковой для Иры. У детей нередки ожоги пищеварительного тракта химиче­скими веществами — каустической содой, уксусом, различны­ми составами для полировки, моющими растворами. И все это потому, что взрослые оставляют химикаты в доступных местах, да еще в такой посуде, из какой ребенок привык пить!

 

Марина пришла с прогулки. На кухне никого не было. На столе девочка увидела наполненную чашку, схватив ее, отпила глоток и сразу вскрикнула от резкого жжения во рту и горле. К счастью, мать тут же дала ей раствор питьевой соды, это несколько улучшило положение, ибо в чашке был уксус. Однако пришлось срочно ехать в больницу. Врач диагностировал ожог ротовой полости и пищевода. Предсто­яло длительное лечение. У детей ожоги протекают гораздо тяжелее, чем у взрос­лых; они нередко осложняются воспалением легких, к тому же в силу низкой сопротивляемости организма ожоговая поверхность легко инфицируется, а это чревато серьезными последствиями. Смертность детей в результате ожогов относительно высока. В дошкольном возрасте (4 — 7 лет) наиболее часты пов­реждения, нанесенные предметами домашнего обихода.

Хо­чется поиграть, самостоятельно что-либо смастерить, отре­зать, отпилить, приколоть, а взрослые не показали, как это делать, не предложили ребенку безопасных вариантов тако­го творчества. Димин папа увлекался столярными работами. Сам сделал стенной шкаф, полку, столик под телевизор. Семилетний сын часто наблюдал за ним, просил показать ему, как работать с рубанком, пилой, стамеской.  Рано тебе еще! Подрастешь, все покажу — отвечал отец.

Однажды мальчик решил вырезать себе пистолет. Взял папину стамеску и тут же нанес себе глубокую рану. От малыша раннего возраста  всякие предметы, таящие в себе опасность, лучше попросту убрать подальше. Но до­школьников уже надо постепенно учить пользоваться неко­торыми простыми инструментами, показать им, какие непра­вильные приемы угрожают травмой.

 

Пусть ребенок 6—7 лет сначала вырезает, шьет, действу­ет маленьким молотком, маленькой пилой-ножовкой в вашем присутствии. И лишь убедившись, что у него появились необходимые навыки, можно постепенно разрешить ему пользоваться всем этим и одному. Хорошо, если среди игрушек ребенка будут наборы стро­ительного материала, конструкторы,  детали для самосто­ятельной сборки игрушечных самолетов, пароходов — такие занятия дают пищу для творческой энергии, прививают ловкость и осторожность в обращении с различными инстру­ментами. Полезно приучать детей и к домашнему труду; помимо всех прочих соображений, это важно еще и потому, что помогает лучше ориентироваться в мире бытовых вещей, дисциплинирует. Если мы не сумеем  разумно направить активность ребен­ка, он сам найдет себе занятия, и далеко не всегда безопасные.

Дети любят, например, строить из спичек пирамидки и потом поджигать их. Возникает вспышка, во время которой подчас загорается одежда, опаляется лицо. Очень рискованны игры вблизи костра. Во многих дворах, на строительных площадках, садовых участках жгут мусор, опавшие листья. Взрослые разводят костер и оставляют его на попечение детей, прыгающих от радости. Для ребенка, выросшего в городской квартире и никогда не видевшего, как топят печку, костер, конечно, полон неотразимой прелести. Даже старшие, а тем более малень­кие, быстро входят в азарт — без конца подбрасывают в костер ветки, бегают с горящими палками, бросают их в товарищей. Последствия таких игр бывают печальными. Очень опасны и электротравмы.  Неисправная  электропро­водка, оголенные провода несут серьезную угрозу жизни. Кто должен следить за  электрохозяйством  в доме,  в подъезде, во дворе? Конечно, взрослые!

 

Школьники проводят, как правило, досуг с товарищами  во дворе, предоставленные сами себе, освобожденные от по­стоянного контроля старших. Именно в таких условиях сказываются пробелы в воспитании — недисциплинирован­ность, несдержанность, а иногда и чрезмерная «тепличность», неспособность оценить ситуацию,  нетренированность. Не рассчитав своих сил, дети падают с деревьев, заборов; не заметив в пылу игры неприкрытого люка, глубокой ямы-проваливаются в них. Нередко несчастья происходят из-за небрежного хранения охотничьего оружия. Не забывайте, что мальчики, желая покрасоваться перед товарищами, могут снять ружье, прице­литься, нажать курок. И если патроны не вынуты, это кончается трагически.

Но и безобидные, казалось бы, рогатки становятся порой причиной тяжелой травмы. Ребята  во дворе целились из рогаток в птиц, сидящих на дереве. Жертвой оказался Витя  О., стоявший вблизи. Острый камень повредил ему глаз, зрение частично было потеряно.

Давать детям советы и наставления — не лучший путь профилактики бытовых травм. Избыток предостережений иногда вызывает даже обратную реакцию. Самое важ­ное — создать и дома и во дворе такую обстановку, которая бы максимально исключала  возможность травмы.

Организуйте при домоуправлениях различные кружки для детей, оборудуйте во дворах спортивные площадки. Если в выходной день вы собираетесь на прогулку,  в поход — возь­мите с собой не только своих детей, но и их товарищей. Приучайте детей к физкультуре и спорту — физическая тренировка прививает организованность, четкость движе­ний, ловкость — а это тоже немаловажное условие профи­лактики травм. Надо помнить и о том, что дети в своих поступках копируют взрослых. Наша неосторожность тоже становится предметом подражания. Только своими правильными поступ­ками, своей предусмотрительностью мы можем добиться того же и от детей. На главную страницу

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий