С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Мутизм

Автор admin Опубликовано: Январь - 13 - 2013

М. И. Буянов – кандидат медицинских наук

В конце прошлого столетия немецкий врач А. Куссмауль описал расстройство речи у детей, которое назвал мутизмом, что в переводе с латинского означает «немой, безгласный». Однако пристальное внимание ученых эта проблема привлекла  лишь в тридцатых годах нашего века, когда  детский психиатр М. Трамер (Швейцария) попытался разобраться  в причинах мутизма. В нашей стране ряд  работ,

посвященных мутизму, принадлежит детским психиатрам  Г. Е. Сухаревой и Т. П. Симеон, которые выделили несколько клинических вариантов этого речевого расстройства. Изучение проблемы продолжается. Ею занимаются  детские психиатры, невропатологи, логопеды.

 

Когда хотят дать пред­ставление о том, как сильно испуган или изумлен человек, часто говорят: «Он прямо-таки потерял дар ре­чи», — хотя на самом деле этого и не происходит. Одна­ко бывают случаи, когда, пе­режив нервное потрясение,  люди действительно лишают­ся способности говорить. …На глазах двенадцатилетней Веры столкнулись две автомашины и погибли нахо­дившиеся в них пассажиры. Сама она не пострадала толь­ко чудом. В момент катастрофы  де­вочку как бы парализовало: она не могла двинуться с ме­ста, вымолвить слова. Спустя какое-то время оцепенение прошло, но способность гово­рить не возвращалась.

 

Нерв­ная система Веры отреагиро­вала на потрясение не только отключением речи: она стала почти беспрестанно плакать, плохо есть, беспокойно спать (часто вскрикивала, вскаки­вала с постели: ей снилось пережитое). Говорить Вера начала лишь через пять-шесть дней, но очень вяло, как бы нехотя и шепотом, иногда заикаясь. Однако когда кто-либо из родственников пытался расспросить ее о происшед­шем, она снова надолго за­молкала, а потом опять гово­рила шепотом. И так случа­лось всякий раз, как только разговор заходил о катастро­фе и даже просто о машинах.

 

Другой случай. Игорю было 10 лет,  когда однажды учи­тель сделал ему резкий выговор за то, что он не смог правильно ответить у доски. С тех пор Игорь, очень впе­чатлительный, все близко принимающий к сердцу и не­уверенный в себе, стал боять­ся отвечать на уроках, а по­том и вообще разговаривать в школе. Обычно он отмалчи­вался, а если вынужден был говорить, то не мог подобрать нужные слова начинал за­икаться. У Игоря  возник на­вязчивый страх речи или логофобия  - особая  форма невроза.

Мальчик пытался преодо­леть этот появляющийся по­мимо его воли страх, но ниче­го не мог с собой поделать. Через 6 — 7 месяцев он уже «немел» при одной только мысли о том, что придется идти в школу. А после того, как его оскорбили и высме­яли в магазине, когда он не смог быстро назвать кассир­ше нужную сумму, страх речи стал возникать уже не только в школеИгорю, вообще, стало трудно общаться с посторон­ними.

 

И, наконец, еще один при­мер. Коля ненавидел своего отца,  который постоянно был пьян и груб, выгонял мальчи­ка из дома, издевался над матерью. И  вот Коля пере­стал разговаривать в присут­ствии отца, даже когда тот бывал трезв и не дебоширил. Поначалу это была созна­тельная реакция протеста против поведения отца. Но постепенно молчание вошло в привычку и приобрело у мальчика болезненный ха­рактер — он уже не просто не хотел, но и не мог говорить при отце. И не только при отце, а и вообще в присут­ствии пьяных. Со всеми же остальными он разговаривал вполне свободно.

 

…Три жизненные ситу­ации — три случая отключе­ния  речи. Такую болезненную молчаливость, вызванную сильными психическими пот­рясениями и тягостными пе­реживаниями, врачи называ­ют психогенным мутизмом. Особенно предрасположены к его возникновению люди, психически и физически ос­лабленные, чрезмерно впе­чатлительные, робкие и нере­шительные.

Мутизм совсем не такое редкое явление, как некото­рым может показаться. Наи­более часто он возникает у детей (преимущественно до­школьников), реже у подро­стков и как исключение — у взрослых. И эта закономер­ность вполне объяснима.

Речь неразрывно связана с сознанием, мышлением, всей психикой человека. И, зна­чит, прежде всего, зависит от состояния его нервной систе­мы. У ребенка по сравнению со взрослым нервная система более чувствительна и рани­ма, а впечатления еще не корригируются  доводами рас­судка. И чем младше дети, тем ярче это выражено. Ма­лыши не могут, например, разграничить реальную и мнимую опасность и одинако­во сильно реагируют на звук пролетающего самолета и приближение мчащейся на­встречу автомашины. Они бо­ятся одиночества темноты. Более старшие дети очень болезненно реагируют на ос­корбление, особенно публич­ное, унижение.

 

Этими особен­ностями психики и объясняется  то, что у детей, и, прежде всего, у маленьких, возникают и долго сохраняются различ­ные нарушения речи. Устра­нить их не всегда легко.

Мутизм может быть то­тальным, когда молчание сох­раняется  постоянно,  в любой обстановке, но эта форма встречается, к счастью, ред­ко. Более распространен  элективный, или избиратель­ный, мутизм, для которого характерно отключение речи только в травмирующих пси­хику ситуациях, как у Веры. Иногда же речь сохраняется, но пропадает голос и гово­рить приходится шепотом.

 

Временное отключение ре­чи может носить эпизодиче­ский характер: испугало что- то ребенка, и он на час-два замолчал, а потом заговорил как ни в чем не бывало. Но бывает и иначе: раз возник­нув, мутизм затем повторяет­ся снова и снова под влияни­ем одних и тех же или схожих травмирующих психику обсто­ятельств. Случается  родители пона­чалу не придают большого значения подобным наруше­ниям. Иные считают их  даже капризом и потому упрекают, стыдят, наказывают ребенка, требуя, чтобы он говорил как следует. Ведь он, на их взгляд, вполне здоров; если и помолчал немного, а потом заговорил, значит, все в порядке

Нет, не все в порядке. С каждым разом болезненная молчаливость усугубляется, становится более продолжи­тельной. И если не начать лечения сразу же, она может принять стойкий характер. А это крайне нежелатель­но — ведь длительное рас­стройство речи нарушает нор­мальное формирование лич­ности ребенка. Поначалу психогенный  му­тизм обычно легко поддается  лечению; с запущенными формами врачам приходится бороться месяцами, а то и годами.  Кстати, родители Веры, о которой я рассказал в самом начале, очень быстро обрати­лись за помощью к детскому психиатру.

 

Девочке провели курс психотерапии и лекар­ственного лечения, и все яв­ления невроза — повышенная раздражительность, плакси­вость, нарушения аппетита и сна — быстро прошли. Посте­пенно исчезли и нарушения речи, в том числе заикание. Несколько иначе обстояло дело у Игоря, который стал нашим пациентом только в 16 лет: потребовалось упорное и весьма длительное лечение, так как с момента возникно­вения мутизма прошло шесть лет. Постепенно и у него вос­становилась нормальная речь. Но неуверенность в се­бе, чрезмерная  впечатли­тельность,  ранимость оста­лись, а значит, и остался по­вышенный риск  вновь забо­леть логофобией.

 

Коле же была нужна не столько медицинская по­мощь, сколько здоровая, спо­койная семейная обстановка. Когда по совету врача мать отправила мальчика жить к родным,  расстройство речи у него исчезло. Создание спокойной, доброжелательной атмосфе­ры вокруг ребенка, страда­ющего психогенным мутиз­мом — одно из важнейших ус­ловий успешного лечения. Та­кие дети особенно нуждают­ся  в понимании, чутком, лас­ковом отношении. Их нельзя сурово наказывать (ведь на­казание — тоже психическая травма), предъявлять к ним слишком жесткие, непосиль­ные для них требования, на­пример, лишать обещанного удовольствия или держать у доски, «пока не заговорит». Поэтому  в лечении ребенка  союзниками врача непремен­но должны стать родители и педагоги.

Еще одно обязательное ус­ловие-соблюдение пра­вильного режима и особенно режима сна. Дети и подро­стки, страдающие невротиче­скими формами мутизма, обычно с трудом засыпают, сон у них бывает поверхно­стным, не приносит ощущения бодрости. Чтобы лучше спа­лось, необходимо вечером спокойно погулять час- полтора, не есть на ночь острую пищу, не пить много жидкости. Выполнение этих требований намного увеличи­вает эффективность любых медикаментов, и наоборот: нарушение может свести на нет результаты самого на­стойчивого лечения. На главную страницу

 

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий