С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

История Херсона часть 3

Автор admin Опубликовано: Март - 21 - 2012

                Главным строителем Херсона был назначен генерал И.А. Ганнибал, дядя матери А.С. Пушкина. Под его руководством на Херсонской верфи был заложен и спущен на воду первый корабль черноморского флота 66-пушечный «Слава Екатерины». Его дело продолжил адмирал Ф.Ф. Ушаков, прибывший в Херсон во главе колонны из 700 балтийских матросов в самое тяжелое для города время, — в Херсоне свирепствовала чума. Благодаря энергии и самоотверженности адмирала и английского врача-волонтера Джона Говарда удалось остановить эпидемию и спасти многие тысячи жизней. Благодарные херсонцы назвали в честь знаменитого флотоводца одну из главных улиц Херсона — Проспект Ушакова. Там же находится единственный в мире памятник адмиралу (установлен в1957 г. Скульптор А.Е. Чубин; архитекторы Н.Г. и П.И. Кравченко). Именем Джона Говарда назван городской благотворительный фонд, есть в Херсоне и памятник этому удивительному человеку (арх. В.Стасов и Гречина).

            Херсону отводилась роль главного торгового города южной России. В середине 90-х годов здесь насчитывалось уже около 2 тыс. домов и 10 тыс. жителей. Лучшие здания находились в греческом предместье. В одном из них (дом губернского правления, сейчас находится по адресу ул. Суворова 1) в 1792-1794 гг. жил А.В. Суворов, командовавший войсками Херсонского корпуса в районе Кинбурна и Херсона. Именем прославленного полководца названа ныне одна из главных улиц города.

           После основания Николаева (1789 г.) и Одессы (1794 г.) Херсон утратил значение главного торгового порта и верфи юга России. Новые портовые города имели то преимущество, что к ним могли подходить корабли с глубокой осадкой. С этого времени адмиралтейство и воинское судостроение переводятся в Николаев, часть купеческих контор — в Одессу. Резко сократилось население города.

          Однако судостроение по-прежнему оставалось ведущей отраслью экономики Херсона. Через него Россия осуществляла внешнеторговые связи с Францией, Италией, Грецией, Египтом.

           В 1803 году Херсон получает статус губернского центра, первый свой герб и начинает развиваться как торговый порт. На ассигнованные правительством средства в 1806 году строится верфь торгового судостроения, с которой ежегодно спускалось на воду от 20 до 30 торговых судов. Происходит постоянное возрастание экономических потребностей города, новый приток рабочей силы, увеличение количества населения и объема строительства.

           В начале ХIХ в. город стал крупным центром гражданского судостроения. Херсон продолжал развиваться. Отсюда за границу отправляли строевой лес, шерсть, сало, пшеницу, медь, рыбу; ввозили тонкие сукна, шелка, пряности. В1831 г. купеческие верфи стали единой государственной верфью, где за период с 1833 по 1843 было сооружено 187 судов. Порт располагал большим парусным и паровым флотом…

           В1813 г. в городе открылось начальное училище, которое до 60-х гг. ХІХ в. было единственным учебным заведением подобного рода. В1815 г. открылась губернская мужская гимназия. В1834 г. открылось училище торгового мореплавания, которое готовило штурманов, шкиперов и судостроителей коммерческих судов, а в1874 г. — земское сельскохозяйственное училище, формируются городские районы Мельницы и Сухарное. Херсон развивается как капиталистический город с заводами и фабриками. Город имеет потребность в театрах, музеях, библиотеках, издательствах. До конца XIX века все это появляется в Херсоне. Город посещают знаменитые артисты, писатели, художники.

          В начале ХХ в. в Херсоне насчитывалось 166 улиц и переулков, 10 площадей; 10913 жилых и торговых построек, 91% которых были одноэтажными, 8% — двухэтажными и 1%-3-4-этажными.

          Растет численность промышленных объектов. По данным1905 г. в городе действовало 328 заводов, фабрик и мастерских, однако рабочих было немного — 2343 человека из 59000 проживавших в Херсоне. К1914 г. в результате концентрации производства количество предприятий сократилось до 113, численность рабочих увеличилась до 8,5 тыс. человек. Крупнейшими были верфь Вадона и завод сельскохозяйственных орудий Гуревича. Большинство же представляли собой мелкие кустарные мастерские.

         С 1901 года, после 30-годового перерыва, связанного с работами по углублению Днепровского дна, снова открываются морские ворота города. Херсон становится значительным портом экспортирования хлеба. В1908 г. дала первый ток городская электростанция.

        Советская власть в городе Херсоне была установлена в ночь с 17 на 18 января1918 г., когда Красная гвардия и моряки военных кораблей «Абхазия» и «Ксения» разгромили части Центральной рады

        С 19 марта1918 г. по 10 марта1919 г. город был оккупирован сначала австро-германскими войсками, а потом французскими и греческими войсками. Окончательно Советская власть была установлена в январе1920 г. частями 14-й армии под командованием И.П. Уборевича.

        С 19 августа 1941 по 13 марта1944 г. Херсон был занят немецко-фашистскими войсками. За время оккупации фашистами было расстреляно и замучено 17 тыс. херсонцев. Общий ущерб, причиненный городу, составлял свыше 900 млн. руб.

        Но не так то просто было сломить дух херсонцев. В районе города активно действовал херсонский партизанский отряд под руководством зам. председателя исполкома Херсонского горсовета Е.Е. Гирского; основное ядро отряда составили рабочие завода им. Коминтерна. (Далее заключительная часть)

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий