С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Школа гражданственности

Автор admin Опубликовано: Апрель - 11 - 2013

Э. Чугунова

Психологи, педагоги, врачи едины в своем понимании особенностей подростка: период 12—14—16 лет—это период бури и натиска, неясных исканий, «ниспроверже­ния» авторитетов.

Оставлять подростка одного в этом океане новых чувств и ощущений опасно. Он может со­риентироваться  на ложные мая­ки. Может дать выход своей энергии в никчемных и даже злых поступках. Подросток тяготится обыден­ностью. Его манит необыкновен­ное, новое, романтичное. Пойми­те эту его страсть, помогите ему найти приложение своих сил  —  и он покажет  вам, что способен на добрые дела, на плодотворную работу ума и сердца.

Пятнадцать лет назад впер­вые услышали в школе № 40 Севастополя о ратных подвигах

79-й бригады морской пехоты.

Отец семиклассника Лени Пота­пова оказался тем самым Пота­повым, что командовал брига­дой, пришедшей на помощь исте­кающему кровью Севастополю в декабре 1941 года. Полковник запаса Алексей Степанович По­тапов рассказал ребятам, как прорывали вражескую осаду, как вместе с другими частями приняли они на себя главный удар гитлеровской армии в райо­не Мекензиевых гор и Северной бухты.

- Горячие бои шли в десяти, пяти, двух километрах и здесь вот, совсем рядом с вашей шко­лой. Сотни молодых бойцов сло­жили свои головы на этой земле. Я предлагаю подробно восстано­вить историю этих сражений, на­чать поиск оставшихся в живых героев.

Надо ли говорить, с каким единодушием  встретили ребята это предложение? Но горячее желание — еще не все. В этом возрасте самые искренние поры­вы могут быстро угаснуть, если не направить их разумной рукой. Этой направляющей силой стал весь педагогический коллектив. Горячо взялась помогать ребя­там Валентина Павловна Ивано­ва, хотя вроде бы  в ее прямые обязанности завуча школы это и не входило. Была составлена карта-схема боевых действий бригады, кото­рая легла  в основу походных маршрутов юных следопытов. По немногим известным тогда адресам полетели письма-обращения с призывом откликнуться, рассказать о тех днях, вспомнить поименно живых и павших товарищей по оружию.

 

…Сегодня боевой путь брига­ды известен во всех подробно­стях, отражен на стендах, витри­нах, в бесчисленных альбомах и папках школьного музея боевой славы. Раздвинулись рамки поиска. Кроме ветеранов бригады, ребя­та ищут защитников героическо­го Константиновского равелина, собирают материалы о Героях Советского Союза севастополь­ской Анке-пулеметчице -

Н. Ониловой, о В. Симанок,  имя которого носит пионерская дру­жина школы. Имена более трехсот защит­ников Севастополя известны школьникам. И за каж­дым — своя судьба. …«Дорогие юные друзья! То­варищи по заводу принесли газе­ту с вашим обращением. Да, я бывший командир миндивизиона, тот самый Певкин, которого вы ищете…» …«Я офицер запаса Матуленко, участник сражения на горе Олень. Спасибо, что разыскали.

Сейчас тяжело болен — откры­лись старые раны, но ваш рису­нок  и  поздравления велел по­ставить на самом видном месте. Это придает мне силы…» В стенах школы встретились и припали друг к другу те, кого искали много лет, — бывшие ме­дицинские работники 79-й брига­ды военврач Е. Н. Плотникова, фельдшеры А. Ф. Деева, А. И. Попович, Д. П. Малышева. Жен­щины, на  чью долю выпало и врачевать на поле боя, и вое­вать, и сверх того концлагерь Равенсбрюк. Сердечно благодарили они тогда педагогов и учеников, всех, кто помог им свидеться, и особо Полину Михайловну Ма­слову — воспитательницу группы продленного дня, бессменного руководителя поиска.

 

 

Ей ли, старшему лейтенанту запаса, бывшему политруку са­нитарного отряда, не знать, как близко ходила смерть в те дни рядом с каждым, как нечасто ошибалась адресом  черная  весть.

Но все-таки случалось — оши­балась… И потому группа пои­ска, которую она возглавляет, ищет упорно и непрестанно. В военкоматы, архивы, учеб­ные заведения, редакции га­зет — в самые разные города страны ведут нити поиска юных следопытов, неутомимых, бы­строногих, по самой своей юно­шеской жизнерадостной сути го­товых к чуду. И  вот почти чудо…

В школу, с трудом одолевая лестницу, пришел человек на костылях. Сопровождавшие его ребята придержали шаг, чтобы случайно не помешать, не толк­нуть. Но у дверей музея  все же шмыгнули вперед: — Полина Михайловна, к вам!

С большого портрета на стене смотрел командир Алексей По­тапов, с других, помень­ше — фронтовые товарищи, мо­лодые и живые. Он заставил себя не глядеть сейчас туда, а двинулся навстречу широколи­цей, темноволосой женщине, поднявшейся из-за стола. — Я  Бойко, — хрипло сказал он и протянул руку, роняя костыли. Неожиданно легко она кину­лась к нему, чтобы поддержать, они обнялись и заплакали. Набивались в комнату все но­вые ребята, а кто-то из младших пулей летел сообщить, что на­шелся многие годы считавшийся погибшим старшина Федор Бойко… Такие минуты не забываются. Для нравственного становления подростка они могут сделать то, чего не сделают ни назидания, ни благие советы, ни нотации. Они возвышают, радуют, рож­дают порыв к активному действию…

 

Не только в школе № 40 ребята заняты и увлечены проч­тением героических страниц истории родного города. Для по­дростков Балаклавы и Камышовой бухты, Корабельной стороны и Инкермана изучение боевого пути подразделений и частей, оборонявших и освобождавших Севастополь, становится проло­гом серьезных раздумий. Разду­мий о смысле высокого слова «Родина». О том, что значит быть патриотом. О чести и до­блести. О долге каждого перед всеми.

В. А. Сухомлинский говорил, что учить ребенка жить значит учить его важнейшей мудрости бытия — гражданственности. Именно школой гражданствен­ности становится для ребят эта их поисковая работа. Сотни километров по местам боевых действий, по партизан­ским тропам Крыма прошли юные следопыты.

Пробитые ка­ски, проржавелые автоматы, планшеты с записями, оборван­ными на полуслове, — все, что добывают они в этих походах, для ребят не просто музейные экспонаты. Пропуская через сердце свои находки, ребята становятся строже, собраннее и добрее. На­чинают видеть многое, что порой не остановит внимания подрост­ка: сломанное дерево, которое надо подвязать и полить, одино­кого соседа-пенсионера, которо­му надо помочь… В каждом отряде юных следо­пытов есть своя легкая кавале­рия — пионеры и комсомольцы, шефствующие над  ветеранами войны. Их обязанность — помо­гать в домашних делах: сбегать е аптеку, магазин, прибрать в до­ме, прополоть грядки. И как ча­сто это несложное, но по-особому значимое общественное поручение дарит подростку ра­дость замечательной дружбы с человеком героической биогра­фии, не сломленного годами и недугами!

В городе сложилась тради­ция — 9 мая школьники поздра­вляют ветеранов Отечественной войны. Этот день — дважды праздник для севастопольцев: ровно за год до Дня Победы, 9 мая 1944 года, прогремел са­лют в честь освобождения глав­ной базы Черноморского флота —  Севастополя.

Готовятся к празднику дол­го — рисуют, шьют, вышивают, превращают  в памятные портре­ты моментальные снимки воен­ной поры. Ранним утром еще безлюдные прохладные улицы расцветают охапками цветов, алыми галстуками, белоснежными бантами и блузками.

Точно по взмаху волшебной палочки на оградах и стендах появляются стенные газеты с материалами об участниках обо­роны и освобождения  Севасто­поля, живущих на этой улице, их фотографии.

 

Повсюду проснув­шихся горожан встречают напи­санные огромными буквами, что­бы каждый мог видеть издалека  простые и трогательные слова: «Доброе утро, севастопольцы!» С легким стуком падают в почтовые ящики первые поздра­вительные открытки, госте­приимно распахиваются перед  ранними гостями двери в домах ветеранов… Немолодые, уставшие люди надевают для этой встречи свои армейские гимнастерки и флот­ские кители, вынимают из завет­ных шкатулок ордена и медали. Само появление на пороге школьников,  воплощающих со­бой юность, свежесть, счастье, как бы говорит  воинам: не напра­сны были ваши ратные труды! А ребятам эта встреча дает еще одну возможность почувство­вать, что беспечностью и ра­достью своей они обязаны тем, кто в годину бедствий отстоял свободу и независимость Родины.

Каждый час бьют над Сева­стополем  куранты, проигрывая  знакомую горожанам  волную­щую мелодию: «Ле-ген-дар-ный Се-аа-сто-поль! Не-при-ступ-ный для вра-гов!» Каждые полчаса городскую сутолоку и суету разрезает стро­гий церемониальный марш. По проспекту Нахимова, вдоль При­морского бульвара, мимо трол­лейбусов, увозящих экскурсан­тов на Сапун-гору, Малахов кур­ган, Камышовую бухту, печатает шаг сводный отряд почетного караула. Мальчики и девочки в матросской форме шагают, что­бы заступить на вахту у Мемо­риала героям обороны Севасто­поля. Это право дается  лучшим. Его надо завоевать успехами в учении, а общественной работе, добрым отношением к товари­щам. Так  возвышающие душу впечатления, которые дает по­дростку соприкосновение с геро­ическим прошлым,  вплетаются в его сегодняшнюю жизнь, помо­гают более зрело оценить самого себя, свои заботы и обязанности. На главную страницу

 

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Есть 1 комментарий. к сообщению: “Школа гражданственности”

Написать комментарий к Uygwhvocn