С Б О Р Н И К

Кулинария, Народная медицина, Здоровье

Профориентация школьника

Автор admin Опубликовано: Декабрь - 8 - 2012

Н.Д. Перченок – кандидат медицинских наук

Кем быть? Какую избрать профессию? Как узнать, где ты окажешься всего нужнее, сумеешь лучше раскрыть свои возможности? От правильного решения этих вопросов зависит, может быть, счастье всей жизни, а решать их приходится тогда, когда человек еще очень молод, неопытен. И если ему не помогут, и, главное, не помогут вовремя, он может совершить труднопоправимую ошибку. В правильном выборе профессии заинтересовано и общество. Ведь это — одно из условий продуктивной работы, высокой производительности труда. Вместе с педагогами и психологами мы попытались изу­чить профессиональные намерения учащихся нескольких выпускных классов московских школ. Оказалось, что почти 74 процента восьмиклассников и более 80 процентов деся­тиклассников сделали выбор и довольно определенно отве­чают на вопрос: «Кем ты хочешь стать?»

Но желание — это одно. А совсем другое — обоснован­ность выбора. Как показали подробные беседы, в большин­стве случаев представление о преимуществах той или иной профессии сложилось у многих под влиянием случайных, часто поверхностных впечатлений  —  встреча с интересным человеком, прочитанная книга, обаяние героя кинофильма. Впрочем, это случайное впечатление может быть очень сильным — ведь молодости свойственно увлекаться. И вот на основе мимолетного знакомства с профессией намечается выбор, и юноша или девушка настраивает себя на то, чтобы быть только, допустим, хирургом, химиком, пилотом — и никем другим. А при столкновении с реальной действитель­ностью нередко оказывается, что профессия эта не соответ­ствует состоянию здоровья, психологическим особенностям.

Специалисты отмечают, что профессиональная «переори­ентация»— дело более сложное, чем ориентация. Да это и понятно: легче убедить молодого человека, который просто колеблется, не определил своих интересов, чем того, кто уже сжился со своей мечтой.

Представьте себе, например, такую ситуацию. Десяти­классник увидел фильм о физиках и решил избрать именно эту специальность. За полтора часа сделан бесповоротный выбор: физико-технический институт! Родителям кажется, что это действительно неплохо: точные науки даются мальчику легче, чем гуманитарные, физика — область перспективная, современная… И вот уже все воскресные дни уходят на занятия с репетитором, покупаются популярные книги по физике, все разговоры вертятся вокруг увлекательного и немного таин­ственного мира властелинов атомного ядра.  Юноша, что называется, спит и видит себя в их кругу.

 

Не учитывается только одно: что у него резко снижено зрение и поэтому в физико-технический институт его не примут. Естественно, заключение медицинской комиссии юноша может воспринять как личную трагедию, крушение всех планов и надежд.

А если бы он знал об этом заранее, если бы его постепенно, разумно ориентировали на другие, тоже подхо­дящие по склонностям, доступные ему институты, все было бы иначе.

При выборе профессии необходимо зрело взвесить мно­жество доводов в том числе, конечно, и состояние здоровья.  Но о здоровье подростки обычно задумываются меньше всего. Интересной окажется работа или неинтересной? Понравится она или нет?— почти единственные вопросы, которые они ставят перед собой.

Если требования, предъявляемые профессией, превыша­ют возможности организма, человек постоянно работает с напряжением, у него могут возникнуть различные заболева­ния. И наоборот, труд, соответствующий состоянию здо­ровья, рационально организованный, становится могучим оздоровительным фактором.

В нашей стране уделяется большое внимание медицинско­му аспекту профессиональной ориентации. Это продиктовано заботой о здоровье молодежи, о том, чтобы труд был каждому в радость. В учебных заведениях, на большинстве производств проводится серьезный медицинский отбор. И нередки случаи, когда выпускник школы оказывается перед фактом: не принят по состоянию здоровья. Современный уровень науки позволяет дать каждому молодому человеку своего рода профессиональный прогноз, подсказать наибо­лее целесообразный труд. Именно такой опыт был поставлен недавно в двух московских и одной сельской школах.

Работу вели в восьмых, девятых, десятых классах: ведь уже после окончания восьмого класса ученику надо сделать выбор — продолжать ли образование за школьной партой или поступить в техникум, в ПТУ и по какой специальности. Классные руководители вместе со специалистами Инсти­тута трудового обучения и профессиональной ориентации изучали психологические особенности ребят, их интересы, способности, склонности. Для этого использова­лись и специальные анкеты, и беседы, и наблюдения. Учитывалось мнение учителей-предметников, руководите­лей кружков, заведующего школьной библиотекой. Нам хотелось шире открыть ребятам мир современных профессий; проводились экскурсии на различные предпри­ятия и в учебные заведения, встречи с рабочими, просмотры документальных фильмов.

 

На такие вечера мы приглашали и родителей. Отец и мать — первые советчики школьника. Но, как показали обследования, родители не всегда сами доста­точно подготовлены для того, чтобы дать правильный совет. Значит, им тоже надо многое узнать и многое взвесить! В беседах, на лекциях школьников знакомили и с такой проблемой, как потребность народного хозяйства в тех или иных специалистах. Об этом, так же, как и о здоровье, молодые обычно не задумываются. Наоборот, иногда хочет­ся приобрести самую редкую специальность.  Конечно, есть профессии, которыми может овладеть каждый, были бы трудолюбие, добросовестность, желание совершенствоваться. Но нет человека-универсала, одинако­во способного к любому виду деятельности.

«Найти себя» и означает найти себе дело, в котором могли бы проявиться все лучшие качества и не мешали бы какие-то слабости или индивидуальные особенности.

Как показал опыт, примерно 15—20 процентов школьни­ков выбирают себе противопоказанные им профессии. Меж­ду тем даже одноразовая консультация врача может во многих случаях предупредить неправильный выбор. Но гораз­до более полезна длительная совместная работа школьного врача, педагогов, родителей, общественных организа­ций — работа, ставящая своей целью правильное формирова­ние профессиональных интересов учащихся.

Профессиональная ориентация в школе необходима. Мы убеждены в том, что она должна начинаться уже в седьмых классах. Тогда она даст наибольший эффект, лучше поможет каждому молодому человеку выбрать для себя самую подходящую, а значит, самую увлекательную профессию. На главную страницу

 

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок
Получайте новые статьи прямо себе на почту. Заполните форму. Нажмите кнопку "Получать статьи"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Share this post for your friends:
Friend me:

Написать комментарий